ал-МУ‘ТАЗИЛА («обособившиеся», «отделившиеся»)— му‘тазилиты, представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. По преданию, М. получили свое наименование в связи с «обособлением» от кружка ал-Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.) в Басре его учеников Басила б. ‘Ата’ (ум. в 748 г.) и ‘Амра б. ‘Убайда (ум. в 761 г.).
И‘ДЖА̄З ал-К̣УР’А̄Н— технический термин мусульманской догматики, обозначающий чудесность и неподражаемость Корана по содержанию и форме.
МУЛЛА̄ С̣АДРА̄, С̣адр ад-дӣн Мух̣аммад б. Ибра̄хӣм Шӣра̄зӣ (ок.1572—1640) — иранский богослов, философ и мистик, идеолог шиизма в сефевидском Иране, один из ближайших учеников главы исфаханской школы философов Мир Дамада. Из полемических сочинений М. С. наибольшую известность получили Се асл и Каср ал-аснам ал-джахилийа. Им составлены комментарии к трудам выдающихся предшественников: к аш-Шифа’ Ибн Сины, к Хикмат ал- ишрак ас-Сухраварди, к своду хадисов ал-Кафи фи усул ад-дин ал-Кулини (ум. в 941 г.), а также пространный Тафсир к Корану, который, по существу, является та’вилем. Итогом философских размышлений и трудов М. С. стало его многотомное сочинение Китаб ал-асфар ал-арба‘а ал-‘аклийа. По содержанию к нему примыкает эсхатологический трактат ал-Мабда’ ва-л-ма‘ад, созвучный одноименным сочинениям Ибн Сины и Насир ад-дина ат-Туси и излагающий основные положения метафизики М. С.
ал-МУДЖАССИМА («воплотители», «отелесители») — муджассимиты, общее название последователей различных догматических школ, представлявших божество в телесном виде. Название ал-М. часто употреблялось как синоним ал-мушаббиха (мушаббихиты).
ал-МУГӢРӢЙА — мугириты, община «крайних» шиитов, последователи ал-Мугиры б. Са‘ида ал- ‘Иджли. Доксографы обвиняли ал-Мугиру в антропоморфизме, поскольку он представлял своего бога в облике «человека из света», части тела которого имеют вид букв алфавита, а из сердца истекает мудрость.
МАЛАКӮТ — высшая божественная власть, высший мир идей и решений Аллаха, его божественных тайн (асрар). В Коране термин М., имеющий арамейское происхождение, употребляется в значении высшая власть Аллаха, иерархически противопоставляемая обычной, «земной» власти— мулк (6:75; 7:185/184; 23:88/90; 36:83). С М. обычно связано и представление о джабарут (божественном могуществе), тоже одном из «высших» миров, точнее — одной из сфер «высшего» мира, находящегося в непосредственной близости к Аллаху.
МАЛА̄’ИКА (ед. ч. малак) — ангелы, одна из трех категорий разумных существ, созданных Аллахом (две другие — люди и джинны). Это «посланцы» («посланники») и слуги Аллаха, исполнители его воли, решений и приказов. Они сотворены, по Корану, «из огня» (7:12/11), согласно хадисам — из света. К ним неприменимы понятия мужской и женский род, хотя при определенных ситуациях может проявляться наличие у них пола (Харут и Марут).
МАК̣А̄М (мн. ч. мак̣āмāт) — суфийский термин, обозначавший «стоянку» на «мистическом пути» (ат-тарик). В отличие от мистических «состояний» (см. хал), которые даруются мистику богом помимо его воли, достижение какой-либо «стоянки» требует от суфия постоянного самосовершенствования, самоконтроля и неукоснительного соблюдения всех правил и ограничений, характерных для нее.
ал-БА̄Т̣ИНӢЙА (от ба̄т̣ин—«внутреннее», «скрытое») — батиниты, общее название сторонников свободного, аллегорического толкования Корана и сунны, искавших в них «тайный», эзотерический смысл.
‘АБДАЛЛАХ б. ‘АББАС (619—686) — двоюродный брат основателя ислама Мухаммада, родоначальник коранической экзегезы (толкования Корана)