ал-ХУДЖВӢРӢ, Абӯ-л-Хасан ‘Алӣ б. ‘Ус̱ма̄н ал-Газна̄вӣ ал-Джулла̄бӣ (ум. между 1072 и 1076-77 гг.) — автор первого в литературе на персидском языке труда по суфизму, в котором систематически изложены его история и сущность, мировоззрение и практика суфиев.
ал-Х̣АШАВӢЙА (или ахл ал-х̣ашв) — хашвиты (или хашавиты), прозвище мусульманских традиционалистов, проповедовавших антропоморфические взгляды.
ал-Х̱А̄С̣С̣А (мн. ч. ал-х̱ава̄с̣с̣) — религиозно-социальный термин, обозначающий в широком смысле «избранные», знать, элита в противоположность ал-‘А̄ММА (мн. ч. ал-‘ава̄мм) — простонародье, массы, «толпа».
ал-Х̣АСАН ал-БАС̣РӢ, Абу Са‘ӣд б. Абӣ-л-Х̣асан Йаса̄р — крупнейший богослов раннего ислама (642—728).
ат̣-Т̣ӮСӢ, Нас̣ӣр ад-дӣн Абӯ Джа‘фар Мух̣аммад б. Мух̣аммад (1201—1273-74) — философ, естествоиспытатель и религиозно-политический деятель. Он прославился как автор трудов по медицине, физике, математике и особенно астрономии, а также как основатель обсерватории в Мераге. Как философ пользуется большим авторитетом в шиитских кругах.
ат̣-Т̣ӮСӢ, Шайх̱ ат̣-Т̣а̄’ифа Мух̣аммад б. ал-Х̣асан Абӯ Джа‘фар (995 — 1067) — известный шиитский богослов и факих, признанный авторитет имамитской общины, один из кодификаторов имамитского (джа‘фаритского) фикха. Шиитские ученые считают ат-Т. автором 47 сочинений, 13 из них сохранились. Все последующие поколения шиитов, вплоть до настоящего времени, рассматривали труды ат-Т. как надежный источник по шиитской догматике и фикху.
ат-Т̣ӮСТАРӢ, Абӯ Мух̣аммад Сахл б. ‘Абдалла̄х (ок. 818—896) — ранний суфийский экзегет и мыслитель. Приписываемые ат-Т. сочинения (их насчитывают около десятка) представляют собой, в сущности, записи его высказываний, проповедей, комментариев к отдельным кораническим отрывкам, сделанные его учениками. Аллегорически истолковывая текст Корана, ат-Т. высказал ряд положений, которые сыграли большую роль в формировании суфийской гносеологии, космогонии и психологии.
ат-ТАШБӢХ (от глагола шаббаха— «сравнивать», «уподоблять») — сравнение, уподобление; в узком значении — представление божества в человекоподобном виде.
ТАФСӢР ал-К̣У’РА̄Н (или ат-тафсӣр) — комментарий, толкование Корана. Сочинения, связанные с ‘илм ал-Кур’ан ва-т-Т.— наукой о понимании и толковании Корана, сыграли важнейшую роль в становлении мусульманской религиозной доктрины. В специфической форме они отразили основные этапы идеологической и политической борьбы в арабо-мусульманском обществе.
ат-ТАУХ̣ӢД (ат-тавх̣ӣд; от глагола вах̣х̣ада— «делать, считать что-либо единым, единственным») — монизм, монотеизм. В исламе ат-Т. означал прежде всего отрицание политеизма (ширк), выражающееся в формуле «нет никакого божества, кроме Аллаха».