Шиизм

Total 126 Contents

ас̣-С̣ИФА̄ТӢЙА — сифатиты, общее название признающих «божественные атрибуты» (сифат Аллах, или ас-сифат).

Created by editor02

С̣ИРА̄Т̣ (арабизированное лат. strata; «путь») — в Коране это слово встречается свыше сорока раз в значении «прямой (правильный) путь» (ас-сират ал-мустаким; см. 2:142/136, 6:126, 7:16/15 и др.).

Created by editor02

ТА‘ЗИЙА (перс. таазие; «оплакивание») — религиозная мистерия у шиитов-имамитов, театрализованное представление в память о «мученической» гибели третьего шиитского имама ал-Хусайна б. ‘Али (уб. под Кербелой 10 октября 680 г.).

Created by alex01-nw

С̣ӢГА (сокр. от с̣ӣгат ‘ак̣д ал-к̣ур’а̄н; «форма», «формальность») — 1. Обряд формального заключения брака, производимый обычно во время свадебного торжества (‘урс, валима). 2. Временный брак, то же, что и мут‘а, заключаемый на оговоренный, иногда очень короткий срок с условием выплаты содержания в течение него и вознаграждения после его окончания. 3. Фиктивный брак, заключаемый при необходимости сделать дозволенным пребывание посторонней женщины в чужом доме.

Created by editor02

С̣АХ̣ӢХ («достоверный», «правильный») — хадис, иснад которого был, с точки зрения мусульманских авторитетов, достоверным.

Created by editor02

С̣А̄Х̣ИБ ас-САЙФ («владыка меча») — один из эпитетов ка’има махди, ожидаемого имама из рода ‘Али, символом власти которого считается меч.

Created by editor02

С̣А̄Х̣ИБ аз-ЗАМА̄Н («владыка эпохи») — один из эпитетов ка’има махди, ожидаемого имама из рода ‘Али.

Created by editor02

САЙЙИД — вождь, господин, глава. В доисламской Аравии — представитель племенной аристократии, вождь племени.

Created by editor02

САДЖЖА̄ДА [от корня СДжД с общим значением «кланяться», «падать ниц»; другие названия: мусалла, бисат, хасир, хумра (араб.), джай-намаз (перс.) намазлык (тур.)] — молитвенный коврик, чаще всего с изображением ниши, острие свода которой обращают при молитве в сторону Мекки (кибла).

Created by editor02

К̣УТ̣Б («ось», «полюс»)—верховный «святой» суфийской иерархии; в суфийской философии отождествлялся с «совершенным человеком» (ал-инсан ал-камил). Представления о К. как о непогрешимом «наместнике» (халифа) бога на земле, его посреднике в отношениях с людьми, которому ведом «тайный» смысл пророческого откровения (батин ан-нубувва), разительно напоминают шиитские и особенно исма‘илитские концепции имама. Не исключено, что они и в самом деле заимствованы суфиями у шиитов.

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.