Шиизм

Total 126 Contents

Шиитское суфийское братство, существовавшее в 30—80-х годах XIV в. в Западном Хорасане (Иран): Его основатель, мазандаранский дарвиш Шайх Халифа, был муридом шайха Балу-и Амоли, но, обнаружив в его мировоззрении «изъян», оставил учителя и на некоторое время нашел прибежище в ханака шайха ‘Ала’ ад-даула Симнани.

Created by Nika Budakova

Х̣АЙДАРӢЙА (х̣айдарӣ) — общее название трех суфийских и шиитских групп, функционировавших в Иране и сопредельных странах в средние века и новое время. 1. Весьма значительная суфийская группа (та’ифа, гурух, джама‘а), появившаяся в Хорасане в конце XII в. и принявшая название по имени основателя — шайха Кутб ад-дина Хайдара Зава’и (ум. в 1221 г., похоронен в Заве, названном Турбат-и Хайдари). 2. Другое название — мирхайдари. Шиитское (имамиты) братство, появившееся в конце XIV — начале XV в. в Иране и широко распространившееся по всей стране. Основатель-эпоним — Султан Мир Хайдар Туни (ум. в Тебризе в 1427 г.). 3. Община «крайних» шиитов (гулат), возникшая среди части туркменских племен, кочевавших в Анатолии, Сирии и Азербайджане, в 60-х годах XV в. и считавших себя муридами и последователями Хайдара б. Джунайда.

Created by alex01-nw

ФА̄Т̣ИМА (ум. в 633 г.) — дочь Мухаммада и Хадиджи, жена ‘Али б. Аби Талиба, мать ал-Хасана и ал-Хусайна, один из наиболее почитаемых женских образов в мусульманском мире. Благодаря Ф., пережившей всех своих братьев и сестер и родившей трех сыновей (один умер в младенчестве) и двух дочерей, род Пророка (А̄л ан-наби) не был прерван (см. ахл ал-байт, шариф, саййид). Ф. с мужем и детьми (ахл ал-киса’) —ближайшие родственники Пророка, которым тот, согласно традиции, давал приют в своей палатке или укрывал своим плащом (киса’).
В Коране Ф. прямо не упомянута, но шиитские авторы, следуя методам своей экзегетики (см. тафсир ал-Кур’ан, та’вил), считают, что о ней идет речь в ряде айатов (3:195/193; 55:19; 92:3 и др.).

Created by Nika Budakova

ФАКӢХ («знающий») — богослов-законовед, знаток богословско-правового комплекса (фикх).

Created by Nika Budakova

УС̣ӮЛ ал-ФИК̣Х («основы, корни ал-фикха») — источники ал-фикха-права, основы теории и методологии ал-фикха-юриспруденции.

Created by editor02

Х̱АБАР (мн. ч. ах̱ба̄р; «извеcтие», «новость», «рассказ») — предание о словах и действиях Мухаммада (в этом значении синоним хадис, асар). В Коране и хадисах это слово употребляется в, своем обычном смысле — «весть», «сообщение»; уже у ал-Бухари (IX в.) некоторые хадисы обозначаются как ахбар. Сборники шиитских хадисов также называются Ахбар.

Created by alex01-nw

УС̣ӮЛ ад-ДӢН («корни, основы веры») — основные догматы ислама.

Created by editor02

ат̣-Т̣ӮСӢ, Нас̣ӣр ад-дӣн Абӯ Джа‘фар Мух̣аммад б. Мух̣аммад (1201—1273-74) — философ, естествоиспытатель и религиозно-политический деятель. Он прославился как автор трудов по медицине, физике, математике и особенно астрономии, а также как основатель обсерватории в Мераге. Как философ пользуется большим авторитетом в шиитских кругах.

Created by alex01-nw

ат̣-Т̣ӮСӢ, Шайх̱ ат̣-Т̣а̄’ифа Мух̣аммад б. ал-Х̣асан Абӯ Джа‘фар (995 — 1067) — известный шиитский богослов и факих, признанный авторитет имамитской общины, один из кодификаторов имамитского (джа‘фаритского) фикха. Шиитские ученые считают ат-Т. автором 47 сочинений, 13 из них сохранились. Все последующие поколения шиитов, вплоть до настоящего времени, рассматривали труды ат-Т. как надежный источник по шиитской догматике и фикху.

Created by alex01-nw

ФАДАК — земледельческий оазис в Северном Хиджазе недалеко от Хайбара, в двух-трех днях пути от Медины.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.