ал-Х̣УРӮФӢЙА (от х̣урӯф — «буквы») — хуруфиты, шиитская община, основанная суфием Фазлаллахом Астарабади в конце XIV в. Мистическое значение букв (хуруф) — основная отличительная особенность учения X.
Х̣УЛӮЛ (от глагола халла — «поселяться», «вселяться»)— присутствие, вселение, воплощение одной вещи в другой. Термин X. в таком значении в Коране не употребляется. В средневековых мусульманских учениях под X. понималось: а) присутствие акциденций в телах и абстракциях (хулул ал-а‘рад фи-л-аджсам ва-л-муджаррадат); б) части в целом; в) признака в предмете (хулул ан-на‘ит би-л-ман‘ут); г) духа в теле (хулул ар-рух фи-л-бадан). Истинным X. признавали такое соединение двух вещей, когда бытие одной становится бытием другой. У мусульманских богословов X. наряду с термином иттихад (соединение [с богом]) часто обозначал воплощение божества в человеке и ассоциировался с аналогичными христианскими учениями, которые довольно рано привлекли интерес мусульман и стали одним из главных объектов антихристианской критики.
ШАРӢФ (мн. ч. ащра̄ф, шурафа̄’; «знатный», «благородный») — обозначение потомков Мухаммада (синонимы саййид; мир, амир — Иран, Турция, Индия; хабиб—«возлюбленный» — Аравия, Суматра; сабзпуш—«одетый в зеленое» — Индия). Иногда различают Ш. как потомков внука пророка ал-Хасана и саййидов как потомков его брата ал-Хусайна (ср. ходжа 2).
Первоначально термином Ш. обозначалась мусульманская аристократия—главы известных семей, которые в ходе арабских завоеваний составили новый правящий слой. Под влиянием шиитской пропаганды термин Ш. стал во все большей степени прилагаться к потомкам Мухаммада— ахл ал-байт («люди Дома»). Это представление было закреплено согласным мнением религиозных авторитетов, однако по поводу объема понятия ахл ал-байт в средневековом исламе шла острая полемика.
ал-Х̱АТ̣Т̣А̄БӢЙА — хаттабиты, группировка «крайних» шиитов, последователи Абу-л-Хаттаба Мухаммада б. Аби Зайнаба ал-Асади.
ал-Х̱А̄С̣С̣А (мн. ч. ал-х̱ава̄с̣с̣) — религиозно-социальный термин, обозначающий в широком смысле «избранные», знать, элита в противоположность ал-‘А̄ММА (мн. ч. ал-‘ава̄мм) — простонародье, массы, «толпа».
ал-Х̣АСАН б. ‘Алӣ, Абӯ Мух̣аммад ал-Муджтаба̄ (ум. в 669 г.) — старший сын ‘Али и Фатимы, внук пророка Мухаммада, второй шиитский имам.
Шиитское суфийское братство, существовавшее в 30—80-х годах XIV в. в Западном Хорасане (Иран): Его основатель, мазандаранский дарвиш Шайх Халифа, был муридом шайха Балу-и Амоли, но, обнаружив в его мировоззрении «изъян», оставил учителя и на некоторое время нашел прибежище в ханака шайха ‘Ала’ ад-даула Симнани.
Х̣АЙДАРӢЙА (х̣айдарӣ) — общее название трех суфийских и шиитских групп, функционировавших в Иране и сопредельных странах в средние века и новое время. 1. Весьма значительная суфийская группа (та’ифа, гурух, джама‘а), появившаяся в Хорасане в конце XII в. и принявшая название по имени основателя — шайха Кутб ад-дина Хайдара Зава’и (ум. в 1221 г., похоронен в Заве, названном Турбат-и Хайдари). 2. Другое название — мирхайдари. Шиитское (имамиты) братство, появившееся в конце XIV — начале XV в. в Иране и широко распространившееся по всей стране. Основатель-эпоним — Султан Мир Хайдар Туни (ум. в Тебризе в 1427 г.). 3. Община «крайних» шиитов (гулат), возникшая среди части туркменских племен, кочевавших в Анатолии, Сирии и Азербайджане, в 60-х годах XV в. и считавших себя муридами и последователями Хайдара б. Джунайда.
ФА̄Т̣ИМА (ум. в 633 г.) — дочь Мухаммада и Хадиджи, жена ‘Али б. Аби Талиба, мать ал-Хасана и ал-Хусайна, один из наиболее почитаемых женских образов в мусульманском мире. Благодаря Ф., пережившей всех своих братьев и сестер и родившей трех сыновей (один умер в младенчестве) и двух дочерей, род Пророка (А̄л ан-наби) не был прерван (см. ахл ал-байт, шариф, саййид). Ф. с мужем и детьми (ахл ал-киса’) —ближайшие родственники Пророка, которым тот, согласно традиции, давал приют в своей палатке или укрывал своим плащом (киса’).
В Коране Ф. прямо не упомянута, но шиитские авторы, следуя методам своей экзегетики (см. тафсир ал-Кур’ан, та’вил), считают, что о ней идет речь в ряде айатов (3:195/193; 55:19; 92:3 и др.).
ФАКӢХ («знающий») — богослов-законовед, знаток богословско-правового комплекса (фикх).