аш-ШАЙБА̄НӢ, Абӯ ‘Абдаллах’ Мухаммад б. ал-Хасан (749—805) --- факих, один из кодификаторов мусульманского права. Родился в Васите (Ирак) в семье маула. С 14 до 18 лет посещал занятия Абу Ханифы, затем некоторое время учился у Абу Йусуфа.
ас-САЛАФӢЙА (от салаф — «предки», «предшественники») — салафиты, общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков» (ас-салаф ас-салихун), квалифицируя как бид‘а все позднейшие нововведения в указанных сферах — начиная с методов символико-аллегорического толкования Корана и кончая всевозможными новшествами, привнесенными в мусульманский мир его контактами с Западом.
ал-ИДЖМА̄‘ — согласие, единодушное мнение (решение) авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу, один из источников мусульманского права (фикха).
ал-ӢДЖӢ, ‘Ад̣ӯд ад-дӣн ‘Абд ар-Рах̣ма̄н б. Ах̣мад (ок. 1281 —1355) — представитель позднего калама, автор труда Мавакиф фи ‘илм ал-калам, который на протяжении столетий служил одним из основных пособий по каламу и неоднократно комментировался, в том числе ал-Джурджани.
МА̄ЛИК б. АНАС ал-Ас̣бах̣и (713—795) — факих, мухаддис, основатель и эпоним маликитского мазхаба. М. составил свод ал-Муватта’, включающий хадисы, высказывания и решения сподвижников Мухаммада, сгруппированные по определенным правовым темам.
МАКРӮХ («неприемлемое», «недостойное») —категория поступков и действий, не являющихся нарушением шариатских правовых норм, но осуждаемых с моральных позиций. Вопрос о М. трактует раздел фикха ахкам. Как М. оцениваются вызывающее поведение, небрежность при правлении религиозных обязанностей, скупость, жестокость, особенно по отношению к зависимым людям, склонность к роскоши и расточительство, пренебрежение семейными и общественными обязанностями, неоправданное предпочтение одних родственников другим, особенно при выделении долей имущества, брак с иноверкой, брак с малолетней и т. д.
МАЗ̱ХАБ (мн. ч. маз̱āхиб; «путь») —технический термин, широко используемый во всех областях ислама -—в богословии, фикхе, хадисах, философии, суфизме. В полемической и богословской литературе, в доксографии и суфизме М. употребляется в значении учение (как синоним макала), доктрина, толк, школа (богословская, философская, школа мухаддисов), способ прохождения мистического пути (у суфиев). В специальном и наиболее устоявшемся значении М.— богословско-правовая школа, толк.
НИ‘МАТАЛЛА̄̄Х ВАЛӢ (1330—1431) — персидский суфий, поэт и основатель-эпоним суфийского братства ни‘маталлахийа.
БАЙТ ал-МА̄Л («дом имущества») — 1) казна, общественные финансы; 2) помещение для хранения денег и других ценностей.
АБД ал-ДЖАББАР б. Ахмад ал-Хамазани (ум. в 1025 г.) — видный представитель му‘тазилитского калама, факих шафи‘итского мазхаба. С деятельностью ‘А. ал-Дж. связано возрождение му‘тазилизма при Буидах.
- 1
- 2