ал-Фукка‘и, Йусуф б. Ахмад Абу-л-Касим ад-Дарбанди (ум. в сер. XI в.), — наиболее влиятельный и почитаемый в Баб ал-абвабе (Дербенте) суфийский шайх и аскет (захид), духовный предводитель суфиев, знаток шафи‘итского права, наставник многих дербентских факихов и суфиев. Ал-Ф. — основатель суфийской обители (завийа) на окраине Дербента.
Северный Кавказ включает в себя такие этнотерриториальные объединения, как (с юго-востока на северо-запад) Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Ставрополье и Краснодарский край. Регион С. К. занимает все северные склоны Большого Кавказа и полностью закрывает пространство между двумя морями — Каспийским и Черным.
ал-Лакзи, Йусуф б. ал-Хусайн б. Да’уд Абу Йа‘куб ал-Факих ал-Баби (ум. до 108990 г.) — знаток хадисов и придворный историограф династии Аглабидов, правителей Баб ал-абваба (Дербента). Последователь школы аш-Шафи‘и. Родом из «страны лезгин» (Билад лакз).
Ваххабиты Северного Кавказа — общее название сторонников радикально-реформаторского движения в суннитском исламе, сложившегося в регионе в 70-90-е годы XX в. Этимологически и идейно название В. связано с именем Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба (1703–1787), выступившего в Аравии с призывом к возрождению норм первоначального ислама и ставшего эпонимом фундаменталистского толка (араб. ал-ваххабийа).
Низам (араб., «уложение», «устав», «строй»).
1) Н. — совокупность отдельных инструкций и постановлений имама Шамиля и поддержавших его шафи‘итских факихов по разным правовым вопросам, имевших силу государственного законодательства в Имамате Нагорного Дагестана и Чечни в 40–50-х гг. XIX в. Полного арабского текста Н. пока обнаружить не удалось. Его содержание восстанавливается по вольному русскому пересказу арабской копии кодекса, составленной в конце 50-х гг. шамилевским на’ибом Мухамой Танусским (Мухаммад ат-Тануси), извлечению из дневника полковника А.И.Руновского, записавшего свои беседы с пленным Шамилем в Калуге (1859–1870), дагестанским арабоязычным хроникам ‘Абд ар-Рахмана ал-Гази-Гумуки, Мухаммада-Тахира ал-Карахи, хаджжи-‘Али ал-Чухи (2-я треть XIX в.), а также по обширной арабоязычной переписке между Шамилем и должностными лицами Имамата и донесениям российских военных властей 40–50-х гг. XIX в.
ал-Усиши, ал-хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал-фикха.
ал-Мухи Дамадан б. Йа‘куб б. Туфа (1650-51 — 1724-25 или 1734) — разносторонний дагестанский учёный и преподаватель, заложивший основы изучения астрономии, математических и медицинских наук в мадрасах Дагестана. Родился в горном аварском сел. Мегеб (ныне: Гунибский р-н Дагестана), происхождение, родственные связи и жизненный путь ал-М. почти неизвестны.
аш-ШАХРАСТА̄НӢ, Абӯ-л-Фатх̣ Мух̣аммад б. ‘Абд ал-Карӣм (1075— 1153)—шафи‘итский богослов и факих, авторитетный историк религий и религиозно-философских систем. Родом из г. Шахрастан (на севере Хорасана, в Иране), перс по происхождению, аш-Ш. получил традиционное мусульманское образование, слушал в Нишапуре и Тургандже лекции знаменитых ученых своего времени по хадисам, фикху и каламу. Он много путешествовал и прославился успешными диспутами с учеными из разных краев Халифата. Вместе со славой он приобрел и злостных критиков, упрекавших его за приверженность к аргументации философов и батинитов-исма‘илитов. В течение трех лет (с 1116 г.) аш-Ш. читал лекции в знаменитой Мадраса Низамийа в Багдаде. Умер он в родном городе.
aш-ША̄ФИ‘ӢЙА—шафи‘иты, последователи мазхаба, основанного на рубеже VIII—IX вв. имамом Мухаммадом аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.). Мазхаб Ш. эклектичен, т. к. сложился под сильнейшим влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности.
аш-ША̄ФИ‘Ӣ, Абӯ ‘Абдалла̄х Мух̣аммад б. Идрӣ̄с (767—820) — факих, мухаддис, основатель мазхаба. Родился в Газзе (Палестина) в семье военачальника, курайшита. В младенчестве осиротел, и мать перевезла его в Мекку к знатным родственникам отца. Здесь он постоянно находился среди выдающихся ученых-богословов, знатоков языка, хадисов и фикха, таких, как Муслим аз-Занги (ум. в 796 г.) и Суфйан б. ‘Уйайна (ум. в 811г.). В возрасте 20 лет он переехал в Медину, чтобы учиться у Малика б. Анаса.
- 1
- 2