ал-МА̄ЛИКӢЙА — маликиты, последователи мазхаба, названного по имени его основателя Малика б. Анаса (713—795). Маликизм возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке и Андалусии. По маликитскому мазхабу, главным источником права являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана.
МА̄ЛИК б. АНАС ал-Ас̣бах̣и (713—795) — факих, мухаддис, основатель и эпоним маликитского мазхаба. М. составил свод ал-Муватта’, включающий хадисы, высказывания и решения сподвижников Мухаммада, сгруппированные по определенным правовым темам.
МАКРӮХ («неприемлемое», «недостойное») —категория поступков и действий, не являющихся нарушением шариатских правовых норм, но осуждаемых с моральных позиций. Вопрос о М. трактует раздел фикха ахкам. Как М. оцениваются вызывающее поведение, небрежность при правлении религиозных обязанностей, скупость, жестокость, особенно по отношению к зависимым людям, склонность к роскоши и расточительство, пренебрежение семейными и общественными обязанностями, неоправданное предпочтение одних родственников другим, особенно при выделении долей имущества, брак с иноверкой, брак с малолетней и т. д.
МАЗ̱ХАБ (мн. ч. маз̱āхиб; «путь») —технический термин, широко используемый во всех областях ислама -—в богословии, фикхе, хадисах, философии, суфизме. В полемической и богословской литературе, в доксографии и суфизме М. употребляется в значении учение (как синоним макала), доктрина, толк, школа (богословская, философская, школа мухаддисов), способ прохождения мистического пути (у суфиев). В специальном и наиболее устоявшемся значении М.— богословско-правовая школа, толк.
МА’З̱ӮН («получивший разрешение») — раб, получивший от хозяина разрешение вести торгово-ремесленную деятельность, в том числе вести дела хозяина. В пределах, определенных разрешением, он может покупать и продавать, брать и давать в долг, брать и отдавать в залог, имеет свободу передвижения, необходимую для разрешенной деятельности.
МАЗ̣А̄ЛИМ (сокр. от х̣укм ал-маз̣āлим, или наз̣ар ал-маз̣āлим — рассмотрение незаконных действий) — рассмотрение жалоб на несправедливость, производимое главой государства или его уполномоченным, апелляционный суд. Порядок М. в исламе восходит к доисламским обычаям межплеменных и внутриплеменных разборов жалоб на несправедливый суд.
НИКА̄Х — фактическое вступление в супружеские отношения, завершающий этап всей брачной церемонии. Часто употребляется как синоним термина завадж.
ал-Х̣АРА̄ДЖ— харадж, поземельный налог. Первоначально означал всякий налог и дань с покоренных и употреблялся как синоним джизии, особенно в тех случаях, когда дело касалось не налогов, собираемых в центре Халифата, а даней, поступавших по договорам и сбор которых производился вассальными правителями, когда действительно нельзя было отличить поземельный налог от подушной подати.
‘ИБА̄ДА (мн. ч. ‘иба̄да̄т; «поклонение») — богослужение, выражающееся в соблюдении обрядов, обязанности общественного богослужения. «Наука о религиозных обрядах» (‘илм ал-‘ибадат), о «внешних» формах богопочитания составляет одну из пяти частей мусульманского права (ал-фикх), зафиксированного в шари‘ате.
‘АК̣Д (синонимы иджа̄б, к̣абӯл, к̣убӯл, сӣг̣а) — договор, соглашение. Нормы ‘акд в исламе восходят к доисламским и римско-византийским правопредставлениям. В Коране ‘акд — это договор, скрепленный клятвой. В фикхе ‘акд — дву- или многостороннее соглашение о взаимных обязательствах, предметом которых могут быть только реально существующие вещи и отношения, на которые распространяются права договаривающихся сторон.