шариат

Total 85 Contents

ал-КАЛА̄БА̄ДӢ (или ал-Кала̄ба̄зӣ), Абӯ Бакр Мухаммад б. Исха̄к ал-Бух̱а̄рӣ (ум. в 990 или 995 г.) — ханафитский факих, автор одного из самых известных ранних систематических трудов по мистицизму на арабском языке. Из написанных им пяти или шести сочинений до нас дошли два: краткий и невыразительный комментарий этического характера на некоторые хадисы Пророка— Ма‘ани ал-ахбар и ат-Та‘арруф ли-мазхаб ахл ат-тасаввуф — одно из сочинений, являющихся основными при изучении мусульманского мистицизма первых трех веков ислама.

Created by alex01-nw

КАЛА̄М — термин, которым в средневековой мусульманской литературе в широком смысле обозначали всякое рассуждение на религиозно-философскую тему (включая рассуждения христианских и иудейских теологов), а в специальном значении — спекулятивную дисциплину (‘илм ал-калам), дающую догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам (таклид).

Created by alex01-nw

К̣А̄Д̣Ӣ (кадий, казий; «назначающий», «приговаривающий») — общепринятое название мусульманского судьи-чиновника, назначаемого правителем и отправляющего правосудие на основе шари‘ата. В обязанности К. входит ведение всех гражданских и уголовных дел в своем городе или области, наблюдение за общественной нравственностью, назначение в случае необходимости опеки над людьми и имуществом, надзор за имуществом вакфов, наблюдение за состоянием общественных зданий и сооружений, дорог, улиц и площадей, наблюдение за разделом наследств и соблюдением завещаний, за правильностью исполнения судебных приговоров и наложения наказаний, контроль правоохранительных органов и инспекция тюрем, наблюдение за правильностью сбора и распределения заката, садаки и других общественных средств и многие другие обязанности.

Created by alex01-nw

ал-ИХ̣СА̄Н («истовость», «совестливость», «чистосердечие») — в Коране ал-И. — это искренность при исполнении религиозных обязанностей, противопоставляемая ханжескому благочестию, лицемерию (рийа’).

Created by editor02

ИХ̣РА̄М — особое состояние, войдя в которое верующий совершает большое (хаджж) и малое (‘умра) паломничество.

Created by editor02

ал-ИХ̮ВА̄Н ал-МУСЛИМӮН («Братья-мусульмане») — члены религиозно-политической организации «Ассоциация Братьев-мусульман» (Джам‘ийат ал-ихван ал-муслимин), созданной в Египте (Исмаилия) в 1928 г. шайхом Хасаном ал-Банной.

Created by editor02

КАБӢРА (мн. ч. каба̄’ир) — великий, тяжкий грех. Мнения факихов и богословов расходились в отношении определения К., равно как и совершившего его человека (сахиб ал-К.). Обычно к К. относили убийство, прелюбодеяние, пьянство и т. д. Самым тяжким, абсолютным грехом (ал-К. ал-мутлака) считали куфр («неверие»).

Created by alex01-nw

ал-ИСТИС̣ЛА̄Х̣ («стремление к пользе», другое название — ал-мас̣а̄лих̣ ал-мурсала—«независимые полезные действия») — одна из категорий ра’й, метод выведения правового решения на основе свободного суждения о полезности его для всего общества. Ал-И. был разработан и применен Маликом б. Анасом (713—795), который он сам считал разновидностью истихсана.

Created by editor02

ал-МУХ̣А̄СИБӢ, Абӯ ‘Алӣ ал-Х̣а̄рис̱ б. Асад ал-‘Аназӣ (ок. 781—857) — багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. Хадисы и фикх изучал у известного традиционалиста Йазида б. Харуна (ум. в 821 г.) и некоего Абу Исхака ал-Кураши. В молодости ал-М. переехал в Багдад, где продолжил учебу самостоятельно. Ал-М. сформулировал основные положения суфийской «психологии» (‘илм ал-кулуб ва-л- хатарат). Ал-М. принадлежит свыше 30 сочинений. Наибольшим влиянием и известностью пользовались следующие: Китаб ар-ри‘айа ли-хукук Аллах (суфийская «психология» и практика), Китаб ат-таваххум и Китаб ал-ба‘с ва-н-нушур (эсхатология), Китаб ал-васайа («психология», наставления начинающим суфиям), Фахм ал-Кур’ан (экзегетика, право) и др.

Created by alex01-nw

ӢМА̄Н (от глагола амана в значении «верить», «уверовать») — вера, неотъемлемая часть мусульманской религии (дин).

Created by editor02
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.