шариат

Total 85 Contents

ал-Байлакани, аз-Заки б. ал-Хасан Абу Тахир Шамс ад-дин ал-Ансари ‎аш-Шафи‘и (1186–1267) — мутакаллим и факих, родом из ‎г. Байлакан (ныне: г. Бейлаган Азербайджана). Юность ал-Б. ‎пришлась на период наивысшего расцвета его родного города. ‎

Created by aamantserev

Байан ал-хака’ик (араб. «Разъяснение [шари‘атских] истин») — ‎журнал дагестанских мусульманских реформаторов (джадиды) на ‎арабском языке, печатавшийся с разрешения советской власти. ‎Планировался как ежемесячный, но фактически выходил раз в три-‎четыре месяца. Издавался с сентября 1925 г. по август 1928 г. в ‎г. Буйнакске тиражом в 1000–1050 экз.‎

Created by aamantserev

Бабахановы — династия муфтийев (1943–1989) Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ). Основатель династии Ишан-хан Баба-хан б. ‘Абд ал-Маджид-хан (хваджа) родился в Ташкенте в 1856 г. Его отец ‘Абд ал-Маджид-хан б. Йунус-хан происходил из семьи хваджей, возводивших свою родословную к хвадже Ахмаду Йасави (ум. в 1166-67 г.) — эпониму суфийского братства йасавийа.

Created by aamantserev

ШИРКА («товарищество», «кооперация») — особый вид договора, по которому два человека или больше объединяются, чтобы вести общее дело (торговое, ремесленное или какое-либо другое). Для этого они вкладывают свои средства и объединяют усилия. При этом каждый компаньон (шарик) имеет право распоряжаться общим имуществом и обязан принимать участие в общей работе.

Created by aamantserev

ШИРК—придание Аллаху сотоварища, многобожие. Поклонение другим божествам помимо Аллаха, а также предметам и людям рассматривается как тяжелейший грех (кабира), неверие (куфр). Категория Ш., хотя и имела общепринятые определения, вызвала многочисленные толкования, которые явились причиной широкого использования ее в религиозной полемике и открытой политической борьбе внутри самой мусульманской общины.

Created by aamantserev

аш-ШАРӢ‘А («прямой, правильный путь»; закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных) — шари‘ат, комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Исламская традиция связывает понятие Ш. прежде всего с его использованием в Коране (преимущественно в мекканских сурах) для обозначения начертанного Аллахом прямого пути, следуя которым правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай (см., например, К. 45:18/17). Общий смысл данного понятия опре деляется также его происхождением от корня ШР‘ который неоднократно встречается в Коране в значении узаконивать, предписывать что-либо как обязательное. (см., например, 42:13/11).

Created by Nika Budakova

Х̣ИСБА — контроль за соблюдением норм шариата, осуществляемый по велению совести или по долгу службы; лицо, его осуществляющее, называется мухтасиб.

Created by alex01-nw

аш-ША‘РА̄НӢ (или аш-Ша‘равӣ), ‘Абд ал-Вахха̄б б. Ах̣мад (1493—1565)—популярный египетский суфий и богослов. Уроженец селения Сакийат Аби-Ша‘ра, аш-Ш. возводил свой род (по -видимому, необоснованно) к тлемсенским правителям из династии Зийанидов и далее к алиду Мухаммаду б. ал-Ханафии.

Created by Nika Budakova

ШАЙХ̮ ал-ИСЛА̄М — шейх-уль-ислам, «старейшина ислама». Как почетный титул спорадически употреблялся начиная с X в. по отношению к тому или иному факиху или суфию.

Created by Nika Budakova

Х̣АЛА̄Л — 1. Разрешение; допускаемые действия в противопоставление запретным действиям (харам). 2. Женщина или мужчина, на которых не распространяются запреты на вступление в брак. 3. Состояние человека, завершившего хаджж.

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.