Тилават - коранический термин, является производным от глагола та-ла-а, что означает «читать», «чтение Корана и размышление над его смыслом».
ОМДС — Оренбургское магометанское духовное собрание — государственно-религиозное учреждение, созданное по указу Екатерины II от 22 сентября 1788 г. с целью контроля над мусульманской духовной элитой и дальнейшего использования официальных исламских институтов в проведении государственной политики среди мусульманского населения как внутри России, так и за ее пределами.
Махкама шар‘ийа (реже диван шар‘ий: араб. калька с рус. «шари‘атский суд», «шари‘атская канцелярия», сокр. «шарсуд») — судебная инстанция, учрежденная в послереволюционной России для мусульман Северного Кавказа. Основным источником права для шариатских судов признавались нормы шари‘ата.
ал-Булгари (ал-Утыз-Имяни), ‘Абд ар-Рахим б. ‘Усман (1754–1835) — шайх братства накшбандийа, ханафитский ученый и поэт Волго-Уральского региона. Родился в селении (авыл) Утыз-Имян в Татарии. Оставшись сиротой в юном возрасте, учился в мадрасе при второй мечети в селении Каргалы (под Оренбургом) у Валида б. Мухаммада ал-Амина ал-Каргали.
Адат (араб, 'ада, мн.ч. 'адат — «обычай») — у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отраженных в шари'ате или противоречащих ему. Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай. В ходе постепенной исламизации региона в VII-XVIII вв. понятие А. из арабского языка (через персидский и тюркские) вошло в общественно-политическую и правовую лексику кавказских народов. В письменных источниках на Кавказе и устной речи местных мусульманских народов встречаются менее употребляемые синонимы А. на арабском ('урф, раем, хакк, ' адл), тюркских (тюре) и кавказских языках (авар, батль, дарг. зега, чечен, и ингуш, юсел и многие другие).
Низам (араб., «уложение», «устав», «строй»).
1) Н. — совокупность отдельных инструкций и постановлений имама Шамиля и поддержавших его шафи‘итских факихов по разным правовым вопросам, имевших силу государственного законодательства в Имамате Нагорного Дагестана и Чечни в 40–50-х гг. XIX в. Полного арабского текста Н. пока обнаружить не удалось. Его содержание восстанавливается по вольному русскому пересказу арабской копии кодекса, составленной в конце 50-х гг. шамилевским на’ибом Мухамой Танусским (Мухаммад ат-Тануси), извлечению из дневника полковника А.И.Руновского, записавшего свои беседы с пленным Шамилем в Калуге (1859–1870), дагестанским арабоязычным хроникам ‘Абд ар-Рахмана ал-Гази-Гумуки, Мухаммада-Тахира ал-Карахи, хаджжи-‘Али ал-Чухи (2-я треть XIX в.), а также по обширной арабоязычной переписке между Шамилем и должностными лицами Имамата и донесениям российских военных властей 40–50-х гг. XIX в.
ал-Усиши, ал-хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал-фикха.
Мюридизм (от араб. мурид — «желающий следовать [суфийскому пути]», «ученик [суфийского шайха]») — принятое в дореволюционной и советской литературе определение мусульманского повстанчества на Северном Кавказе XIX в. Обычно к М. относят массовое религиозное движение, которое привело к созданию Имамата Нагорного Дагестана и Чечни (1828–1859); реже — антироссийское восстание 1877 г. и даже «антисоветский мятеж» 1920–1921 гг. дагестанского религиозного и политического деятеля Наджм ад-дина Гоцинского (ал-Хуци).
Ишкиль — право истца захватить движимое имущество (мулк) односельчан обидчика либо удерживать в заложниках их самих, пока ответчик не вернёт просроченный долг или не удовлетворит истца исполнением иного рода обязательств.
Ахунд (вар. ахун, ахон, от перс. хванд — «учитель», «наставник») — почётный титул толкователей шари‘ата, значение которого не раз менялось в зависимости от региона и эпохи.