ал-МАЛА̄МАТӢЙА («люди порицания») — общее название мистико-аскетического движения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. В основе учения ал-М. лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед богом, а также постулат о совершенной искренности (ихлас) и честности (сидк) в своих поступках. Можно сказать, что движение ал-М. явилось протестом против показной набожности и нарочитого соблюдения внешней обрядности, в которых традиционалисты видели образец проявления истинной веры. Отсюда столь значительное внимание к скрупулезным характеристикам понятия лицемерие (рийа’), под которым понимались любование своей «святостью», чрезмерный аскетизм и горделивость, порожденная успехами в аскетизме.
МАЗА̄Р («место, которое посещают») — объект паломничества, обычно — могила мусульманского «святого».
З̱Ӯ-н-НӮН ал-МИС̣РӢ, Абӯ-л-Файд̣ С̱аубан б. Ибра̄хӣм (ок. 796—860-61) — наиболее известный представитель раннего суфизма в Египте. Родился в Ахмиме (Верхний Египет) в многодетной семье нубийца-маула. Его учителем был некий Са‘дун из Каира.
ал-ДЖУНАЙД, Абӯ-л-К̣а̄сим ал-Джунайд б. Мух̣аммад ал-К̣аварӣрӣ ал-Х̱азза̄з ал-Багда̄дӣ (ум. в 910 г.) — родоначальник одного из двух основных течений в мусульманском мистицизме — рационалистического, именуемого «учением о трезвости» и полном самоконтроле, названного по его имени джунайдийа.
ал-ДЖӢЛА̄НӢ (Гӣла̄нӣ), Мухйӣ ад-дӣн 'Абд ал-К̣а̄дир б. Абӣ С̣а̄лих̣ Джангӣдӯст (1077—1166) — ханбалитский проповедник и богослов, суфийский шайх.
ал-ГИДЖДУВА̄НӢ (ал-Гудждува̄нӣ), хва̄джа ‘Абд ал-Х̱а̄лик̣ б. ‘Абд ал-Джамӣл (‘Абд ал-Джалӣл) — основатель самостоятельной школы среднеазиатского мистицизма, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой было впоследствии полностью воспринято основателем братства накшбандийа.
ВАЛӢ (мн. ч. аулӣйа̄’)— «святой». В Коране термин вали по отношению к Аллаху и Пророку означал, по-видимому, «покровитель», к людям — «находящийся под покровительством (Аллаха)».
ал-БИСТ̣А̄МӢ, Абӯ Йазӣд (Ба̄йазӣд) Т̣айфӯр б. ‘Ӣса̄ (ум. в 875 г.) — прославленный персидский мистик, эпоним суфийского направления тайфурийа, организационно оформившегося после его смерти, родоначальник одного из основных течений мусульманского мистицизма.
ал-БАДАВӢ, Абӯ Фитйа̄н (или Абу ‘Абба̄с) Ах̣мад Сӣдӣ аш-Шарӣф (1199—1276) — арабский суфий, культ которого широко распространен в Египте вплоть до наших дней, основатель-эпоним братства бадавийа (или ахмадийа).
АБӮ СА‘ӢД МАЙХАНӢ (Мӣханӣ, Михнӣ), Фад̣лаллах б. Абӣ-л-Х̱айр Ах̣мад (967—1049) — один из создателей восточной (хорасанской) школы мистицизма.