Шайх

Total 52 Contents

Хваджаган (мн.ч. от перс. хваджа — «господин») — ‎самоназвание мистико-религиозного течения в ‎Центральной Азии, представлявшего в разное ‎время (кон. XII — кон. XV в.) и с различной ‎степенью централизации совокупность ‎суфийских общин, возводивших цепь духовной ‎преемственности (силсила) к своему основателю ‎‎— ‘Абд ал-Халику ал-Гидждувани (ум. в 1180 или ‎‎1220 г.).

Created by Nika Budakova
Ших Алов

Ших Алов — одно из ныне наиболее популярных и посещаемых «святых» мест в Южном Туркменистане. Расположено на юго-западной окраине большого селения Багир, в 13 км от Ашхабада, между двумя историческими городищами — Старой и Новой Нисой.

Created by aamantserev

Турк-и Джанди («тюрк из Джанда (область в низовьях Сыр-дарьи)») или хваджа Джанди— бытующее среди коренных жителей Бухары просторечное имя имама шайха Ахмада б. Фадла Абу Насра ал-Джанди (X в.), который был учеником приверженцев известного бухарского суфия Абу Бакра ал-Калабади (ал-Калабази, ум. в 990 или 995 г.).

Created by Nika Budakova

ат-Тирмизи, Мухаммад б. ‘Али Абу ‘Абд Аллах ал-Хаким (ум. в конце IX в.), — крупнейший представитель восточноиранского суфизма. Родился в г. Тирмизе/Термезе. Согласно «автобиографии», с восьми лет усердно занимался религиозными науками. Двадцати восьми лет от роду отправился в Макку/Мекку.

Created by Nika Budakova

Расулийа — известная новометодная школа (мадраса) при Пятой соборной мечети г. Троицка. Основана в 1884 г. на средства казахского бая Алтынсарина знаменитым башкирским шайхом, имамом-хатибом и мударрисом Зайнуллой Расулевым.

Created by Nika Budakova

Расулев, Зайнулла (Зайн Аллах б. Хабиб Аллах б. Расул, 1833-1917, г. Троицк) — знаменитый башкирский религиозный деятель, ишан, шайх братства накшбандийа. Родился в деревне Шарип Троицкого уезда Оренбургской губернии в семье муллы.

Created by Nika Budakova

Панджа (перс.-тадж. «раскрытая ладонь», «пятерня»)— медное или железное навершие тугов, устанавливаемых на мазарах «святых». Этот же символ можно встретить среди настенных граффити мечетей, ханака и других сооружений мазаров Средней Азии.

Created by Nika Budakova
Ок-суяк

Ок-суяк (ок-сиёк, ак-сияк — тюрк.-тадж., «белая кость») — обобщенное название для части населения Средней Азии, претендующей на происхождение от мусульманских «святых». В Казахстане к О.-с. принадлежат также потомки Чингиз-хана. К имени представителей сословия О.-с. обычно добавляется приставка-титул хон (хан). О.-с. противопоставляется «черни» (карача, кара-халк).

Created by aamantserev

ан-Нисба (араб., перс. нисбат) — «связь», «отношение» индивида с родом (племенем), географическим пунктом, профессией, занятием, по которым большинство мусульманских деятелей имеет «вторичное» имя. Кроме того, ан-Н. — один из основополагающих психотехнических терминов исламского мистицизма, означающий духовную связь шайхом и его учеником.

Created by aamantserev

Кулал (или Кулар; перс, «гончар», «горшечник»), саййид амир (ок. 1281–1370) — один из духовных авторитетов (шайх) суфийской школы хваджаган, шестой в цепи духовной преемственности (силсила) этой школы. Имел четырех заместителей (халифá) — в соответствии с традицией хваджаган — и 114 последователей (асхаб). Насколько известно, не оставил никаких собственных сочинений.

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.