Центральная Азия

Total 135 Contents
Комплекс Занги-ата

Занги-ата (Зенги-ата, Зенги-баба; тюрк., занги — «черный», «смуглый»; ата, ота, баба — «отец», «дед», обращение к старшему по возрасту, уважаемому человеку) — известный среднеазиатский «святой», считающийся последователем Ахмада ал-Йасави (ум. в 1166–67 г.). Настоящее имя неизвестно. В некоторых преданиях ему приписываются имена Ай-хваджа или Имин-бабá.

Created by aamantserev

Дарвишона (дарвешона, перс.-тадж., «приношение нищему») — обряд коллективного угощения мясом жертвенного животного с молитвами о даровании благополучия, который устраивается в некоторых регионах Средней Азии. В том же значении часто употребляется термин худойи («приношение Богу»). Иногда различают ритуал худойи (угощение устраивает кто-то один для всей мусульманской общины) и ритуал Д. (устраивается совместно всеми членами общины).

Created by Nika Budakova

аз-Замахшари, Махмуд б. ‘Умар Абу-л-Касим (1075–1144) — богослов-му‘тазилит, законовед ханафитского мазхаба, филолог и литератор. Родился в г. Замахшаре в небогатой семье, учился грамоте и читал Коран под руководством отца, посещал и начальную школу; еще в детстве ему отняли сломанную ногу, и он ходил на деревянном протезе.

Created by aamantserev
Гул-и сорх

Гул-и сурх (перс.-тадж., «красный цветок», «красная роза») — доисламский (древнеиранский) праздник, который отмечается в Средней Азии и поныне. Он празднуется примерно через десять дней после Науруза и приходится на время бурного цветения тюльпанов, красных маков и роз.

Created by aamantserev

Гулам-ата, Нармат (род. в 1916 г.) — практикующий йасавитский шайх, ныне проживающий под Наманганом в своем родном селении Ку-йи гирван.

Created by aamantserev

Ахрар, ‘Убайд Аллах б. Махмуд Насир аддин аш-Шаши, хваджа (Хадрат-и Ишан; 1404-1490) — признанный авторитет суфийского братства накшбандийа второй половины XV в., крупнейший политический деятель и обладатель одного из самых значительных состояний своего времени.

Created by Nika Budakova

ал-Гидждувани (ал-Гудждувани), хваджа ‘Абд ал-Халик б. ‘Абд ал-Джалил (ум. в 1180 или 1220 г.) — основатель, согласно устойчивой традиции («первый в силсиле»), самостоятельной школы мистицизма в Мавараннахре, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой впоследствии практически полностью воспринял основатель братства накшбандийа, или накшбандийа-хваджаган, Баха’ ад-дин Мухаммад Накшбанд (1318–1389).

Created by aamantserev
Гёзли-ата

Гёзли-ата — святилище, расположенное в степной зоне Забалханья, в 150 км северо-восточнее Красноводска (ныне Туркменбаши). Это место захоронения суфия XIV в. Хасан-ата, более известного в Туркменистане под почетным прозвищем Г.-а. («отец-прозорливец/провидец»), которое он получил, согласно преданиям, за необычную способность предвидеть события.

Created by aamantserev

ал-Бухари, Мухаммад б. Исма‘ил ал-Джу‘фи (810–870) — выдающийся мусульманский ученый-мухаддис, комментатор Корана, автор одного из четырех «канонических» сборников суннитских преданий ал-Джами‘ ас-сахих. Родился в Бухаре в персидской семье, предки были зороастрийцами.

Created by aamantserev

Бурханиддин-Кылыч — историческая личность и одновременно полумифический герой, правитель и суфий. Точное время жизни и настоящее имя не известны.

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.