Центральная Азия

Total 135 Contents

Мусульманский чекан Средней Азии. В первые десятилетия существования Халифата на землях, отвоеванных арабами у Византии, монеты чеканились по византийским образцам, на территории Ирана — по сасанидским; те и другие несли соответствующие изображения и короткие арабские надписи благочестивого характера (басмала, шахада и т.д.).

Created by Nika Budakova

Нодирхон-домла (Алоутдинов, 1899–1975) — один из основателей САДУМ, автор первых фатв этого учреждения. Родился в г. Ташкенте, в семье Алоутдина (‘Ала’ ад-дин)-домла — старшего мударриса крупнейшей мадрасы Ташкента — Барак-ханы.

Created by aamantserev
Никах

Никах (араб., букв. «соитие»; тадж.-узб. никох; туркм. ника; каракалп. неке) — брак, бракосочетание. Сам обряд бракосочетания у народов Средней Азии совершается в целом одинаково, в доме невесты или в доме жениха.

Created by aamantserev
Намазгах Карши

Намазгах Карши находится в западной части города. Здание размерами 38,25x14-14,6 м состоит из квадратного в плане (8x8 м) главного купольного зала и боковых крыльев. В декоре использованы шлифованные кирпичи, глазурованные изразцы, майолика. Внешний купол был сплошь покрыт голубыми изразцами, за что мечеть получила название Кок-Гумбаз («Голубой купол»).

Created by aamantserev
Намазгах Бухары

Намазгах Бухары находится близ южной окраины города, к югу от ворот Намазгах, в стене позднесредневековой Бухары. Древнейшая часть сооружения возведена в 1119-20 г. (513 г.х.), когда по распоряжению караханидского правителя Мавараннахра Арслан-хана Мухаммада б. Сулаймана были устроены михраб, минбар и возвышения для мукаббиров.

Created by aamantserev

Намаз (перс., синоним араб. ас-салат) — нормативная молитва, одно из пяти обязательных предписаний ислама. Это обозначение нормативной молитвы получило распространение среди мусульман Средней Азии, Поволжья, Азербайджана.

Created by aamantserev

Накшбанд, Баха’ ад-дин (1318–1389) — крупнейший представитель среднеазиатского суфизма XIV в. От его ремесла (накшбанд — мастер по шитью золотом) происходит название братства накшбандийа, вместе с тем традиция братства не считает его основателем: он — пятый в цепи руководителей. Духовным основателем накшбандийа считается хваджа Йусуф ал-Хамадани (ум. в 1140 г.).

Created by aamantserev
Вход в комплекс Кыз-Биби

Кыз-Биби («Дева»), или Огои (Ага-йи) Бузург («Великая госпожа»), — женская суфийская ханака, расположенная в Джондорском районе Бухарской области (Республика Узбекистан), в 30 км к западу от Бухары. Площадь около 0,5 га, основной вход — с юга, строительный материал — жженый кирпич. Ансамбль зданий, возведенных в основном на протяжении XIX в., располагается вокруг четырех дворов.

Created by aamantserev
Кори

Кори (тадж.; тюрк. кары, от араб. кари’, мн.ч. курра’) — особая категория служителей мусульманского культа, чтецы Корана. Выучивая наизусть весь Коран (или разные его части), К. читает его при совершении различных обрядов. Обычно К. становились слепые или люди с плохим зрением, дабы чтением Корана зарабатывать на жизнь.

Created by aamantserev

Макбара (араб. «кладбище», от кабр — могила; синоним перс. гуристан, от гур — могила)— место захоронения, намогильная постройка, усыпальница, мавзолей. До принятия ислама основная часть населения Средней Азии исповедовала зороастризм, который категорически запрещал погребение человека в землю, дабы тело не оскверняло ее.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.