ал-МАЛА̄МАТӢЙА («люди порицания») — общее название мистико-аскетического движения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. В основе учения ал-М. лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед богом, а также постулат о совершенной искренности (ихлас) и честности (сидк) в своих поступках. Можно сказать, что движение ал-М. явилось протестом против показной набожности и нарочитого соблюдения внешней обрядности, в которых традиционалисты видели образец проявления истинной веры. Отсюда столь значительное внимание к скрупулезным характеристикам понятия лицемерие (рийа’), под которым понимались любование своей «святостью», чрезмерный аскетизм и горделивость, порожденная успехами в аскетизме.
МА̄Л (мн. ч. амвāл)— собственность, имущество (у оседлых арабов — «деньги», «достояние», у бедуинов — «верблюды», «скот»). По объяснениям средневековых авторов, М. делится на четыре категории: «немой» (драгоценные металлы и деньги), «говорящий» (рабы и скот), товары и недвижимость.
МАКТАБ (перс., тур. мектеб)—место, где пишут; начальная школа; письменный стол, кабинет, контора, бюро. Как обозначение начальной («коранической») школы термин М. употреблялся как синоним куттаб.
МАДРАСА (медресе) — место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о М. в странах распространения ислама относятся к X в., территориально — к Хорасану и Мавераннахру. Начиная с XI в. М. стала ведущим типом учебного заведения; до этого времени обучение было слабо организованным и происходило в мечетях и в частных домах, а также в гостиницах (хан), библиотеках, больницах.
ал-МАДЖӮС (авест. maguš, греч. μαγος, сир. magūšā—«маг») в мусульманской традиции— собирательное название приверженцев зороастризма, древней религии, основанной Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-перс., н.-перс., араб. Зардушт) на рубеже II—I тысячелетий до н. э.
МАДЖЛИС (мн. ч. маджāлис) — место сидения; сиденье, седалище, в предметном значении; место заседания, собрания; помещение для занятий (в мечети, мадраса и т. п.); аудитория; урок, лекция; запись урока, лекции; прием, аудиенция; приемный зал; заседание, собрание, встреча, компания. В Турции и Иране нового времени М. стал означать представительное учреждение (парламент, палата, совет); в таком же значении употребляется в ряде арабских и мусульманских стран и в настоящее время.
НИ‘МАТАЛЛА̄̄Х ВАЛӢ (1330—1431) — персидский суфий, поэт и основатель-эпоним суфийского братства ни‘маталлахийа.
ал-ГИДЖДУВА̄НӢ (ал-Гудждува̄нӣ), хва̄джа ‘Абд ал-Х̱а̄лик̣ б. ‘Абд ал-Джамӣл (‘Абд ал-Джалӣл) — основатель самостоятельной школы среднеазиатского мистицизма, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой было впоследствии полностью воспринято основателем братства накшбандийа.
ал-БУХ̱А̄РӢ, Мух̣аммад б. Исма̄‘ӣл Абӯ ‘Абдалла̄х ал-Джу‘фӣ (810—870) — знаменитый суннитский мухаддис-традиционалист.
АБУ МУСЛИМ, ‘Абд ар-Рах̣ма̄н (Ибра̄хӣм?) — глава аббасидского движения в Хорасане (уб. в 755 г.). Происходил из провинции Исфахан, рожден, вероятнее всего, в рабстве.