Хорасан

Total 18 Contents

ал-Бухари, Мухаммад б. Исма‘ил ал-Джу‘фи (810–870) — выдающийся мусульманский ученый-мухаддис, комментатор Корана, автор одного из четырех «канонических» сборников суннитских преданий ал-Джами‘ ас-сахих. Родился в Бухаре в персидской семье, предки были зороастрийцами.

Created by aamantserev

Ибн Зайд (Мухаммад б. Зайд) — святыня-мазар в западном предместье ‎средневекового Мерва, в 4 км севернее современного г. Байрамали ‎‎(Марыйский вилайат, Туркменистан). ‎

Created by aamantserev

Х̱А̄НАК̣А̄Х (перс. ханагах, хангах) — ханака, место совместного проживания и отправления религиозных предписаний суфиев; странноприимный дом, обитель. Функционально X. весьма близок рибат.

Created by alex01-nw

ат̣-Т̣ӮСӢ, Шайх̱ ат̣-Т̣а̄’ифа Мух̣аммад б. ал-Х̣асан Абӯ Джа‘фар (995 — 1067) — известный шиитский богослов и факих, признанный авторитет имамитской общины, один из кодификаторов имамитского (джа‘фаритского) фикха. Шиитские ученые считают ат-Т. автором 47 сочинений, 13 из них сохранились. Все последующие поколения шиитов, вплоть до настоящего времени, рассматривали труды ат-Т. как надежный источник по шиитской догматике и фикху.

Created by alex01-nw

ал-КУШАЙРӢ, Абӯ-л-К̣а̄сим ‘Абд ал-Карӣм б. Хаваза̄н (986—1072) — хорасанский богослов и суфий, автор классического суфийского трактата ар-Рисала фи ‘илм ат-тасаввуф. Ал-К. приписывают от 20 до 30 сочинений по разным отраслям мусульманской науки: эгзегеза (2 тафсира), хадисы, теория и практика суфизма. Наибольшим авторитетом и влиянием пользовалось его ар-Рисала фи ‘илм ат-тасаввуф, которое служило и служит пособием для суфиев.

Created by alex01-nw

ал-КАРРА̄МӢЙА— каррамиты, теологическое направление, получившее распространение в центральных и восточных областях Багдадского халифата в IX—XIII вв. Основатель ал-К.— «аскет» (захид) Абу ‘Абдаллах Мухаммад б. Каррам. Его проповедническая деятельность в Хорасане вызвала тревогу у местных правителей, и те заточили его в тюрьму, где он находился в 857—865 гг. Умер в ал-Кудсе в 869 г.

Created by alex01-nw

К̣АЛАНДАРӢЙА (перс.; араб, карандалӣйа, тур. календ ерийа) — сначала мистико-аскетическое движение, возникшее под воздействием идей аскетической школы маламатийа, затем братство (тарика) бродячих нищенствующих дарвишей. Его основные положения: отрицание мистико-аскетической практики уединения и совместной жизни в обители (последнее часто нарушалось, т. к. были возведены обители братства во многих регионах); безразлично-небрежное отношение к обязательным предписаниям ислама (фара’ид) и ритуалу, уклонение от участия в общей молитве или богослужении, отказ от отправления как постов; существование за счет сбора милостыни; отсутствие какой-либо собственности, за исключением немногих личных вещей; бродяжнический образ жизни; часть членов К. принимала обет безбрачия. Членов братства отличал экзотический внешний вид .

Created by alex01-nw

ал-МУРДЖИ’А (от ирджа̄’ — «откладывание», «отсрочивание»)— мурджииты, общее название последователей различных догматических школ, «откладывавших» суждение о состоянии человека в этом мире, ставивших деяния после веры. Согласно ан-Наубахти (ум. в начала X в.), исходным моментом учения ранних М. было «откладывание» суждения о действиях человека. С низложением Омейядов вопрос о политической лояльности к ним отпал и политический аспект учения об ал-ирджа’ утратил свою актуальность. Идея ал-ирджа’ была перенесена исключительно в область догматики. Политическая позиция превратилась в догматическое учение, в котором идея ал-ирджа’ оказалась связанной с определением понятия «вера».

Created by alex01-nw

МЕШХЕД (араб.-перс. Машхад) — город, административный центр северо-восточной иранской провинции Хорасан, с населением ок. 800 - тыс. чел. (оценка на 1977—1978 гг.). На протяжении всей своей истории имел значение важного политического, культурного, религиозного центра.

Created by alex01-nw

ал-МАЛА̄МАТӢЙА («люди порицания») — общее название мистико-аскетического движения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. В основе учения ал-М. лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед богом, а также постулат о совершенной искренности (ихлас) и честности (сидк) в своих поступках. Можно сказать, что движение ал-М. явилось протестом против показной набожности и нарочитого соблюдения внешней обрядности, в которых традиционалисты видели образец проявления истинной веры. Отсюда столь значительное внимание к скрупулезным характеристикам понятия лицемерие (рийа’), под которым понимались любование своей «святостью», чрезмерный аскетизм и горделивость, порожденная успехами в аскетизме.

Created by alex01-nw
  • 1
  • 2
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.