Ханбалитский мазхаб

Total 20 Contents

Хатм-и йаздахум (перс.-тадж., «рецитация одиннадцатого») — рецитация коранических сур 11 -го числа каждого месяца мусульманского календаря, обряд, совершаемый мусульманами Бухары. Обряд связан с именем знаменитого ханбалитского проповедника, богослова и суфия ‘Абд ал-Кадира ал- Джилани (1077-1166) и поэтому называется также хатм-и пир-и дастгир.

Created by Nika Budakova

Ваххабиты Северного Кавказа — общее название сторонников радикально-реформаторского движения в суннитском исламе, сложившегося в регионе в 70-90-е годы XX в. Этимологически и идейно название В. связано с именем Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба (1703–1787), выступившего в Аравии с призывом к возрождению норм первоначального ислама и ставшего эпонимом фундаменталистского толка (араб. ал-ваххабийа).

Created by aamantserev

Мухр-и пир-и дастгир (перс.-тадж., «печать Пира-Хранителя») — название ритуальных печатей, появление которых в обрядах мусульман Бухары связано с именем знаменитого суфийя, ханбалитского богослова и проповедника ‘Абд ал-Кадира ал-Джилани (1077–1166), эпонима суфийского братства кадирийа. Печати представляют собой круглые серебряные или медные пластины с петлевидной или цилиндрической ручкой на тыльной стороне. Диаметр основных пластин 60–64 мм, вес до 44 г.

Created by aamantserev

ал-Х̣АНА̄БИЛА— ханбалиты, сторонники одного из четырех канонизированных суннитских мазхабов, названного по имени основателя-эпонима Ахмада б. Ханбала.

Created by alex01-nw

УС̣ӮЛ ал-ФИК̣Х («основы, корни ал-фикха») — источники ал-фикха-права, основы теории и методологии ал-фикха-юриспруденции.

Created by editor02

ас-САЛАФӢЙА (от салаф — «предки», «предшественники») — салафиты, общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков» (ас-салаф ас-салихун), квалифицируя как бид‘а все позднейшие нововведения в указанных сферах — начиная с методов символико-аллегорического толкования Корана и кончая всевозможными новшествами, привнесенными в мусульманский мир его контактами с Западом.

Created by editor02

ар-РА’Й («взгляд», «мнение», «суждение») — в фикхе по преимуществу означает собственное независимое мнение или суждение законоведа (факиха), на основании которого он выносит какое-либо правовое решение.

Created by editor02

ал-ИСТИС̣ЛА̄Х̣ («стремление к пользе», другое название — ал-мас̣а̄лих̣ ал-мурсала—«независимые полезные действия») — одна из категорий ра’й, метод выведения правового решения на основе свободного суждения о полезности его для всего общества. Ал-И. был разработан и применен Маликом б. Анасом (713—795), который он сам считал разновидностью истихсана.

Created by editor02

ал-МУХ̣А̄СИБӢ, Абӯ ‘Алӣ ал-Х̣а̄рис̱ б. Асад ал-‘Аназӣ (ок. 781—857) — багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. Хадисы и фикх изучал у известного традиционалиста Йазида б. Харуна (ум. в 821 г.) и некоего Абу Исхака ал-Кураши. В молодости ал-М. переехал в Багдад, где продолжил учебу самостоятельно. Ал-М. сформулировал основные положения суфийской «психологии» (‘илм ал-кулуб ва-л- хатарат). Ал-М. принадлежит свыше 30 сочинений. Наибольшим влиянием и известностью пользовались следующие: Китаб ар-ри‘айа ли-хукук Аллах (суфийская «психология» и практика), Китаб ат-таваххум и Китаб ал-ба‘с ва-н-нушур (эсхатология), Китаб ал-васайа («психология», наставления начинающим суфиям), Фахм ал-Кур’ан (экзегетика, право) и др.

Created by alex01-nw

ИКТИСА̄Б — приобретение мирских благ.

Created by editor02
  • 1
  • 2
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.