ханафизм

Total 37 Contents

аз-Замахшари, Махмуд б. ‘Умар Абу-л-Касим (1075–1144) — богослов-му‘тазилит, законовед ханафитского мазхаба, филолог и литератор. Родился в г. Замахшаре в небогатой семье, учился грамоте и читал Коран под руководством отца, посещал и начальную школу; еще в детстве ему отняли сломанную ногу, и он ходил на деревянном протезе.

Created by aamantserev

ал-Андарасбани, ‘Абд ас-Салам б. Мухаммад ал-Хиджжи ал-Хваризми (ум. в последней четверти XII в.) — широко образованный хорезмийский ученый-ханафит, симпатизировавший му‘тазилитам, школа которых занимала прочные позиции в Хвариз- ме/Хорезме. Сведений об ал-А. в источниках обнаружить не удалось, однако сохранившаяся часть его биографического словаря позволяет представить творческую биографию этого ученого.

Created by Nika Budakova

Барбари — этнографическая группа в Туркменистане, ‎которая в 1920 г., по официальным данным, насчитывала 219 ‎чел. Б.— ираноязычные мусульмане-сунниты ханафитского ‎толка.‎

Created by aamantserev

ан-Насафи Наджм ад-дин Абу Хафс ‘Умар б. Мухаммад б. Ахмад (1068–1142) — учёный-энциклопедист: теолог-матуридит, факих-ханафит, мухаддис, филолог и поэт.
О биографии ан-Н. Н. сообщают более 20 источников, главные из них ал-Ансаб и ат-Тахбир фи-л-му’джам ал-кабир Абу Са‘да ас-Сам‘ани (ум. в 1167 г.). Как учёный сформировался в Насафе, где его учителями были Абу-л-Йуср Мухаммад б. Мухаммад ал-Паздави (ум. в 1099-1100 г.), ал-Хасан б. ‘Абд ал-Малик ан-Насафи (XI в.), Мухаммад б. Ахмад ал-Маймарги ан-Насафи (XI в.), Исма‘ил б. Мухаммад ан-Нухи ан-Насафи (ум. в 1089 г.), Иа‘куб б. Мухаммад ан-Нухи ан-Насафи (ум. в 1129 г.) и др.

Created by Nika Budakova

ас-Сигнаки (Хусам ад-дин ал-Хусайн б. ‘Али ас-Сигнаки ал-Йасави, ‎ум. между 1311 и 1315 гг. в Мерве) — богослов, распространивший ‎ханафитские и матуридитские традиции Центральной Азии в странах ‎Ближнего Востока.

Created by aamantserev

ан-Насафи Наджм ад-дин Абу Хафс ‘Умар б. Мухаммад б. Ахмад (1068–1142) — учёный-энциклопедист: теолог-матуридит, факих-ханафит, мухаддис, филолог и поэт.

Created by Nika Budakova

ал-Мутарризи, Абу-л-Фатх Насир б. Аби-л-Макарим ‘Абд ас-Саййид ‎б. ‘Али ал-Хваризми (1144–1213) — известный факих-ханафит, ‎филолог-грамматист. Родился в г. Джурджанийа (Хваризм) в год ‎смерти аз-Замахшари (1075–1144) — знаменитого хорезмийского ‎филолога и автора му‘тазилитского комментария к Корану. Став ‎авторитетным филологом и ревностным сторонником му‘тазилизма, ‎ал-М. был прозван современниками «преемником» (халифá) аз-‎Замахшари. ‎

Created by aamantserev

ал-Мурджи’а (араб., «откладывающие суждение», синоним асхаб ал-ирджа’) — мурджииты, общее название категории мусульман, обособившихся нейтралистской позицией в оценке борьбы за власть в раннем исламе, позже — ряд догматических школ, идентифицировавших веру (иман) исключительно со словесным признанием (икрар, или тасдик би-л-каул) ислама независимо от поступков (‘амал) человека.

Created by aamantserev

ал-Исфиджаби Б. (Абу-л-Ма‘али Мухаммад б. Ахмад Баха’ ад-дин ал-‎Исфиджаби, ум. после 500/1106-07 г.) — ханафитский законовед ‎‎(факих), верховный муфтий Караханидов (999–1212) в Самарканде. ‎Получил образование и сформировался как учёный в своём родном г. ‎Исфиджабе, затем был приглашён Караханидами в их столицу ‎Самарканд и назначен на должность муфтийя с титулом муфтий аш-‎шарк ва-л-гарб («муфтий Востока и Запада»). ‎

Created by aamantserev

ал-Исфиджаби ‘А. (‘Али б. Мухаммад ал-Исфиджаби, 1062–1141) — ‎ханафитский законовед (факих), муджтахид, занимавший пост шайх ‎ал-ислама при Караханидах (999–1212) в Самарканде. ‎

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.