хадисоведение

Total 41 Contents

‘ИЛМ ал-Х̣АДӢС̱ («наука о предании») — отрасль знания, посвященная изучению хадисов.

Created by editor02

ал-ИДЖТИХА̄Д («усердствование», «большое старание») — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников.

Created by editor02

МУСЛИМ б. ал-Х̣аджжа̄дж Абӯ-л-Хусайн ал-К̣ушайрӣ ан-Найса̄бӯрӣ (817 или 821—875) — известный мухаддис (род. и ум. в Нишапуре), автор свода хадисов ас-Сахих, который (наравне со сводом хадисов его современника ал-Бухари) считался у мусульманских традиционалистов и правоведов одним из самых авторитетных в числе аналогичных трудов.

Created by alex01-nw

МУЛЛА̄ С̣АДРА̄, С̣адр ад-дӣн Мух̣аммад б. Ибра̄хӣм Шӣра̄зӣ (ок.1572—1640) — иранский богослов, философ и мистик, идеолог шиизма в сефевидском Иране, один из ближайших учеников главы исфаханской школы философов Мир Дамада. Из полемических сочинений М. С. наибольшую известность получили Се асл и Каср ал-аснам ал-джахилийа. Им составлены комментарии к трудам выдающихся предшественников: к аш-Шифа’ Ибн Сины, к Хикмат ал- ишрак ас-Сухраварди, к своду хадисов ал-Кафи фи усул ад-дин ал-Кулини (ум. в 941 г.), а также пространный Тафсир к Корану, который, по существу, является та’вилем. Итогом философских размышлений и трудов М. С. стало его многотомное сочинение Китаб ал-асфар ал-арба‘а ал-‘аклийа. По содержанию к нему примыкает эсхатологический трактат ал-Мабда’ ва-л-ма‘ад, созвучный одноименным сочинениям Ибн Сины и Насир ад-дина ат-Туси и излагающий основные положения метафизики М. С.

Created by alex01-nw

МУДЖТАХИД (перс. муджтехид, тур. мюджтехид) — ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важным вопросам фикха. По традиции, М. считаются все сподвижники Мухаммада и их ближайшие «последователи», через которых последующие поколения получали правовые знания, а также факихи первых веков ислама, сыгравшие важную роль в формировании наук шари‘ата. Последними суннитскими М. высших степеней признаются основатели мазхабов.
В шиитском (имамитском) исламе М.— высший духовный авторитет, призванный на период «сокрытия» имама вести общину «верным путем». Исходя из убеждения, что «врата иджтихада» открыты и что «скрытый» имам через своих посредников продолжает руководить общиной, имамиты признают за М. высоких степеней право давать заключения не только по частным вопросам богословия и права (ал-фуру‘), но и по вопросам догматов вероучения и основ права (ал-усул).

Created by alex01-nw

ИБН ал-ДЖАУЗӢ, Джамāл ад-дӣн Абӯ-л-Фарадж ‘Абд ар-Рах̣мāн б. ‘Алӣ (ок. 1116—1201) — ханбалитский факих, богослов, мухаддис, историк, известный багдадский проповедник.

Created by editor02

ИБН БĀБАВАЙХ, аш-Шайх̱ ас̣-С̣адӯк̣ Мух̣аммад б. ‘Алӣ Абӯ Джа‘фар ал-К̣умӣ (ум. в 991 г.) — известный шиитский богослов и факих, признанный знаток шиитских преданий, один из ранних кодификаторов имамитского (джа'фаритского) права.

Created by editor02

ал-МА̄ЛИКӢЙА — маликиты, последователи мазхаба, названного по имени его основателя Малика б. Анаса (713—795). Маликизм возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке и Андалусии. По маликитскому мазхабу, главным источником права являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана.

Created by alex01-nw

МА̄ЛИК б. АНАС ал-Ас̣бах̣и (713—795) — факих, мухаддис, основатель и эпоним маликитского мазхаба. М. составил свод ал-Муватта’, включающий хадисы, высказывания и решения сподвижников Мухаммада, сгруппированные по определенным правовым темам.

Created by alex01-nw

МАЛА̄’ИКА (ед. ч. малак) — ангелы, одна из трех категорий разумных существ, созданных Аллахом (две другие — люди и джинны). Это «посланцы» («посланники») и слуги Аллаха, исполнители его воли, решений и приказов. Они сотворены, по Корану, «из огня» (7:12/11), согласно хадисам — из света. К ним неприменимы понятия мужской и женский род, хотя при определенных ситуациях может проявляться наличие у них пола (Харут и Марут).

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.