ал-Бардаʻи, Саʻид б. ʻАмр Абу ‘Усман ал-Азди (ум. в 905 г.) — знаток хадисов, шафиʻитский факих. Родился в семье потомка арабских переселенцев в Арране.
ад-Дарбанди, ал-Хасан б. Мухаммад б. ‘Али Абу-л-Валид ал-Балхи (ум. в 1064 г.) — мухаддис, суфий, знаток биографий. Вторая нисба, ал-Балхи, происходит от топонима Балх ал-Лакз. Покинув Дарбанд, ад-Д. сначала посетил Димашк (Дамаск), где слушал хадисы у ‘Абд ар-Рахмана б. Насра ат-Тамими ад-Димашки (ум. в 1029 г.) и Мухаммада б. Ризк Аллаха Абу Бакра ал-Манини (ум. в 1035 г.). Затем он продолжил изучение хадисов в Багдаде, где одним из его учителей был Абу ‘Абд Аллах ал-Гунджар (ум. в 1021 г.) — автор биографического свода Та’рих Бухара («История Бухары»).
ал-Х̣АШАВӢЙА (или ахл ал-х̣ашв) — хашвиты (или хашавиты), прозвище мусульманских традиционалистов, проповедовавших антропоморфические взгляды.
Х̣АДӢС̱ (мн. ч. ах̣а̄дӣс̱; «новость», «известие», «рассказ») — хадис; хадисы — предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающее различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.
Х̱АБАР (мн. ч. ах̱ба̄р; «извеcтие», «новость», «рассказ») — предание о словах и действиях Мухаммада (в этом значении синоним хадис, асар). В Коране и хадисах это слово употребляется в, своем обычном смысле — «весть», «сообщение»; уже у ал-Бухари (IX в.) некоторые хадисы обозначаются как ахбар. Сборники шиитских хадисов также называются Ахбар.
‘УЛАМА̄’ (мн. ч. от ‘а̄лим — «знающий», «ученый») — улемы (только во мн. ч.), собирательное название знатоков богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама, как теоретиков, так и практических деятелей в области традиционных форм образования, судопроизводства на основе шари‘ата и исполнения обрядов.
Т̣АЛАБ ал-‘ИЛМ — поиск знания, стремление к знанию. Т. ал-‘И. провозглашался одной из обязанностей всякого мусульманина, главным образом был направлен на изучение хадисов и фикха.
С̣АХ̣ӢХ («достоверный», «правильный») — хадис, иснад которого был, с точки зрения мусульманских авторитетов, достоверным.
САМА̄‘ — 1. «Слушание, восприятие на слух». Технический термин хадисоведения и арабо-мусульманской книжной культуры, обозначающий один из способов передачи хадисов и целых сочинений. 2. «слушание», «распевание», «блаженное слушание». В суфизме — коллективное радение с распеванием мистических стихов.
Т̣АБАК̣А̄Т (мн. ч. от т̣абак̣а; «слой», «разряд», «поколение») — «биографии поколений», лиц, живших на протяжении одного и того же определенного отрезка времени. Согласно мухаддису Ибн ас-Салаху (1181 —1245), в один «разряд» объединяют людей, «подобных», «схожих» друг с другом (ал-каум ал-муташабихун). Таким образом, Т.— собрание сменяющих друг друга «разрядов», или «поколений», людей.