Хаддж

Total 21 Contents

ал-Хаджж (араб. «паломничество») из России — одна из главных манифестаций принадлежности к мусульманской общине и один из важнейших элементов взаимоотношений Российского государства и общины мусульман. Труды средневековых мусульманских историков и географов показывают, что у мусульманского населения территорий, вошедших в состав России, на протяжении веков сложилась устойчивая практика ал-Х.

Created by Nika Budakova

Порадуз, хваджа (перс. «господин починщик обуви») — прозвание (по профессии) бухарского суфия Мухаммада б. Ахмада Абу Бакра ал-Искафа (сапожник; ум. в 925-26 г.). Об общественном признании хваджи П. в Бухаре свидетельствуют бухарские хроники, называющие его «предводителем (бузургвар) веры», «великим имамом», «ученым» (‘алим), «законоведом-практиком» (‘амил).

Created by Nika Budakova

Муса-хан хваджа-йи Дахбиди, Муджад-диди б. Мухаммад ‘Иса-хан хваджа-йи Дахбиди (ок. 1700— 1776-77)— основоположник муджаддидийа — ветви накшбандийа в Мавараннахре, потомок (в 7-м колене) Махдум-и А‘зама (ум. в 1542 г.). Родился в селении Дахбид (в 15 км к северу от Самарканда), учился в самаркандской Мадрасе Тиллакари, по окончании которой вместе с отцом уехал в селение Карнак (недалеко от Хисара) к своему дяде Мухаммад Риза Хисари Карнаки— видному шайху братства кубравийа в Хисаре.

Created by Nika Budakova

Маджиди (Мазитов), Салахеддин (1878— 1956)— татарский педагог-просветитель и общественный деятель. Родился в деревне Азеево Рязанской губернии в семье сельского учителя. Дети рано лишились родителей (кроме М. С. в семье было еще пятеро дочерей) и были взяты на воспитание родственниками или друзьями семьи.

Created by Nika Budakova

Хамадани, амир саййид ‘Али б. Шихаб ад-дин б. Мухаммад (1314–1385) — основатель-эпоним суфийского братства хамаданийа-‘алийа, ответвления рукнийи (в свою очередь, ответвления кубравийи). Родился в г. Хамадан (Западный Иран) в семье местного аристократа, по отцовской линии — потомок третьего шиитского имама ал-Хусайна (его мать также принадлежала к ‘Алидам). Согласно некоторым источникам, отец X. был правителем (хаким) Хамадана, но, поскольку в летописях того времени (например, в Та’рих-и Улджайту), перечисляющих имена правителей Хамадана, его имя не упоминается, можно предположить, что в действительности он был не правителем, а советником правителя или высокопоставленным чиновником в канцелярии последнего.

Created by Nika Budakova

Джигит-бабá, или Джигит Джайдак-ата — астраханский святой-чудотворец. Согласно легенде, обладал чудесной лошадью, способной в считанные секунды переносить седока на значительные расстояния. Таким образом Дж.-б. ежегодно совершал хаджж в Мекку и помогал бедным паломникам из Астрахани возвратиться на родину.

Created by Nika Budakova

ШӢС̱— персонаж мусульманских преданий, третий сын Адама, родившийся после убийства Хабиля (Авеля), библейский Сиф. Был благочестивым человеком, получал откровения от Аллаха. Жил в Мекке, регулярно совершал обряд хаджжа, построил здание ал-Ка‘бы из глины и камня. Был похоронен вместе с Адамом и Хаввой в пещере горы Абу Кубайс около Мекки.

Created by aamantserev

ал-Х̣АДЖЖ— хаджж, паломничество в Мекку, один из пяти «столпов» (рукн) ислама. X. обязателен (хотя бы раз в жизни) для мусульман, которые в состоянии совершить его. X. совершается в месяц зу-л-хиджжа принятого Мухаммадом лунного года и состоит из серии обрядов (манасик ал-Х.).

Created by alex01-nw

‘УМРА — малое паломничество. Обряд, совершаемый в любое время года. Предпочтительны месяцы рамадан, раджаб или зу-л-хиджжа (когда ‘У. совершается совместно с хаджжем).

Created by editor02
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.