МИХ̣НА— «испытание», которому с 833 г. при аббасидских халифах ал-Ма’муне, ал-Му‘тасиме и ал-Васике подвергались богословы для установления их лояльности или нелояльности существующему режиму. Лояльными считались те из них, которые признавали тезис о сотворенности Корана во времени (худус ал-Кур’ан). Традиционалисты, отказывавшиеся признать сотворение Писания, становились жертвами репрессий.
МӢР ДА̄МА̄Д (ум. в 1631-32 г.) — шиитский богослов и философ, основатель исфаханской школы философов. М. Д. написал много работ. Наиболее известные— Китаб ар-раваших ас-самавийа, ар-Рисала ал-хал‘ийа, ал-Джизават (последнее — на персидском языке).
ИБН ‘АРАБӢ (также Ибн ал-‘Арабӣ), Мух̣йӣ ад-дӣн Абӯ ‘Абдаллāх Мух̣аммад б. ‘Алӣ ал-Х̣āтимӣ ат̣-Т̣ā’ӣ (1165—1240) — крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения о «единстве и единственности бытия» (вахдат ал-вуджуд).
ал-МАЛА̄МАТӢЙА («люди порицания») — общее название мистико-аскетического движения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. В основе учения ал-М. лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед богом, а также постулат о совершенной искренности (ихлас) и честности (сидк) в своих поступках. Можно сказать, что движение ал-М. явилось протестом против показной набожности и нарочитого соблюдения внешней обрядности, в которых традиционалисты видели образец проявления истинной веры. Отсюда столь значительное внимание к скрупулезным характеристикам понятия лицемерие (рийа’), под которым понимались любование своей «святостью», чрезмерный аскетизм и горделивость, порожденная успехами в аскетизме.
МАЛАКӮТ — высшая божественная власть, высший мир идей и решений Аллаха, его божественных тайн (асрар). В Коране термин М., имеющий арамейское происхождение, употребляется в значении высшая власть Аллаха, иерархически противопоставляемая обычной, «земной» власти— мулк (6:75; 7:185/184; 23:88/90; 36:83). С М. обычно связано и представление о джабарут (божественном могуществе), тоже одном из «высших» миров, точнее — одной из сфер «высшего» мира, находящегося в непосредственной близости к Аллаху.
МАК̣А̄М (мн. ч. мак̣āмāт) — суфийский термин, обозначавший «стоянку» на «мистическом пути» (ат-тарик). В отличие от мистических «состояний» (см. хал), которые даруются мистику богом помимо его воли, достижение какой-либо «стоянки» требует от суфия постоянного самосовершенствования, самоконтроля и неукоснительного соблюдения всех правил и ограничений, характерных для нее.
МАЗ̱ХАБ (мн. ч. маз̱āхиб; «путь») —технический термин, широко используемый во всех областях ислама -—в богословии, фикхе, хадисах, философии, суфизме. В полемической и богословской литературе, в доксографии и суфизме М. употребляется в значении учение (как синоним макала), доктрина, толк, школа (богословская, философская, школа мухаддисов), способ прохождения мистического пути (у суфиев). В специальном и наиболее устоявшемся значении М.— богословско-правовая школа, толк.
МАДРАСА (медресе) — место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о М. в странах распространения ислама относятся к X в., территориально — к Хорасану и Мавераннахру. Начиная с XI в. М. стала ведущим типом учебного заведения; до этого времени обучение было слабо организованным и происходило в мечетях и в частных домах, а также в гостиницах (хан), библиотеках, больницах.
ал-МАДЖӮС (авест. maguš, греч. μαγος, сир. magūšā—«маг») в мусульманской традиции— собирательное название приверженцев зороастризма, древней религии, основанной Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-перс., н.-перс., араб. Зардушт) на рубеже II—I тысячелетий до н. э.
ан-НАЗ̣З̣А̄М, Абӯ Исх̣а̄к̣ Ибра̄хӣм б. Саййа̄р (ум. в 835-36’ или 845 г.) — видный представитель басрийской школы му‘тазилизма. Труды ан-Н. не сохранились, наиболее достоверные сведения о его взглядах содержат сочинения его ученика ал-Джахиза.