философия

Total 70 Contents

ТАНА̄СУХ̱ (тана̄сух̱ ал-арва̄х̣) — последовательный переход, переселение души, метемпсихоз. В мусульманской богословской и доксографической литературе последователи различных учений о переселении душ

Created by alex01-nw

С̣УДӮР («выход», «излияние») — один из терминов мусульманского богословия и философии, означающий процесс порождения мира из надмирного божественного Абсолюта.

Created by editor02

ас̣-С̣ИФА̄ТӢЙА — сифатиты, общее название признающих «божественные атрибуты» (сифат Аллах, или ас-сифат).

Created by editor02

ас̣-С̣ИФА̄Т (ед. ч. сифа; «свойства», «качества», «характеристики») — термин, впервые введенный му‘тазилитами для обозначения «божественных атрибутов».

Created by editor02

ас̱-С̱АНАВӢЙА — дуалисты. Так обычно характеризовались в исламе немусульманские учения, представители которых признавали два высших начала бытия—свет и тьму, бога и сатану и т. п. (зороастрийцы, манихеи, маздакиты, дайсаниты).

Created by editor02

ТА’ВӢЛ («возвращение к истоку, к началу») — метод рационалистического или символико-аллегорического толкования Корана или сунны. Термин Т. взят из Корана, где в восьми случаях он, по мнению комментаторов, означает «толкование сна» (та‘бир ар-ру’йа, сура 12), а в девяти остальных — «исход», «последствие» (‘акиба). Вероятно, противопоставление Т. тафсиру — историко-филологическому и законоведческому комментарию, основанному на традиции, возникло не сразу и не было абсолютным.

Created by alex01-nw

ал-КУШАЙРӢ, Абӯ-л-К̣а̄сим ‘Абд ал-Карӣм б. Хаваза̄н (986—1072) — хорасанский богослов и суфий, автор классического суфийского трактата ар-Рисала фи ‘илм ат-тасаввуф. Ал-К. приписывают от 20 до 30 сочинений по разным отраслям мусульманской науки: эгзегеза (2 тафсира), хадисы, теория и практика суфизма. Наибольшим авторитетом и влиянием пользовалось его ар-Рисала фи ‘илм ат-тасаввуф, которое служило и служит пособием для суфиев.

Created by alex01-nw

РӮХ̣ — «дух». Синонимом Р. часто выступает термин нафс («душа»).

Created by editor02

ар-РА̄ЗӢ, Фах̮р ад-дӣн ‘Абдалла̄х б. Мух̣аммад (1149—1209) — видный представитель аш‘аритского калама.

Created by editor02
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.