ал-Басира (араб.; перс, басират) — один из ключевых терминов мусульманской теологии, философии и мистицизма, означающий внутреннее духовное видение. В этом значении термин дважды упомянут в Коране (12:108; 75:14). Ожесточенные споры вокруг понятия «внутреннее духовное видение» начались между представителями различных школ и направлений ислама уже со второго века хиджры и были связаны с вопросом возможности видения неантропоморфизируемого (в отличие от христианства, где данная проблема не стояла так остро) Бога в этом или потустороннем мире.
ДАХР—век как 1) время, которое жители Аравии в эпоху джахилии отождествляли с роком, судьбой; 2) срок существования мира от его начала до конца (с определенным артиклем — ад-Д.— с данного времени до «конца света»); 3) временная длительность, бесконечная в прошлом и будущем (тожд. перс, зарван, зурван).
ал-Байлакани, аз-Заки б. ал-Хасан Абу Тахир Шамс ад-дин ал-Ансари аш-Шафи‘и (1186–1267) — мутакаллим и факих, родом из г. Байлакан (ныне: г. Бейлаган Азербайджана). Юность ал-Б. пришлась на период наивысшего расцвета его родного города.
Бадахшани, Саййид Сухраб-и Вали (ум. после 856/1452 г.) — наиболее значительный исма‘илитский теолог бадахшанской низаритской общины пост-Аламутского периода. Практически ничего не известно о его биографии, за исключением тех кратких сведений, которые он сообщает в единственном из дошедших до настоящего времени его трудов — Си ва-шиш сахифа («Тридцать шесть посланий»).
Х̣УЛӮЛ (от глагола халла — «поселяться», «вселяться»)— присутствие, вселение, воплощение одной вещи в другой. Термин X. в таком значении в Коране не употребляется. В средневековых мусульманских учениях под X. понималось: а) присутствие акциденций в телах и абстракциях (хулул ал-а‘рад фи-л-аджсам ва-л-муджаррадат); б) части в целом; в) признака в предмете (хулул ан-на‘ит би-л-ман‘ут); г) духа в теле (хулул ар-рух фи-л-бадан). Истинным X. признавали такое соединение двух вещей, когда бытие одной становится бытием другой. У мусульманских богословов X. наряду с термином иттихад (соединение [с богом]) часто обозначал воплощение божества в человеке и ассоциировался с аналогичными христианскими учениями, которые довольно рано привлекли интерес мусульман и стали одним из главных объектов антихристианской критики.
Х̣А̄Л (мн. ч. ах̣ва̄л; или х̣а̄ла, мн. ч. х̣а̄ла̄т) — состояние вещи, человека, бога и т. д. В суфийской «психологии» X.— состояние, посещающее мистика «на пути» к богу помимо его воли и независимо от степени совершенства, достигнутой им в познании божества (ма‘рифа) и в аскетической практике (му‘амалат).
аш-ШАЙБА̄НӢ, Абӯ ‘Абдаллах’ Мухаммад б. ал-Хасан (749—805) --- факих, один из кодификаторов мусульманского права. Родился в Васите (Ирак) в семье маула. С 14 до 18 лет посещал занятия Абу Ханифы, затем некоторое время учился у Абу Йусуфа.
аш-ША̄З̱ИЛӢЙА (или аш-ша̄дӯлӣйа) — шазилиты, крупнейшее северо-африканское суфийское братство. Его основателем и эпонимом был Абу-л-Хасан аш-Шазили (1196 или 1197—1258), выходец из Магриба, возводивший свою духовную родословную через шайха Ибн Харазима (ум. в 1236 г.) к знаменитому Абу Мадйану.
ФАНА̄’ (от глагола фанийа—«исчезать», «прекращаться»)— суфийский термин, возводимый к кораническому стиху 55:26, означающий [само]уничтожение, «стирание» личностных качеств и атрибутов, замену их божественными. Ф. почти неизменно употребляется со своим коррелятом бака̄’— «пребывание в божестве».
ал-ФАЛСАФА—термин, которым в средневековой мусульманской литературе обозначали философию мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования и называвшихся фаласифа (ед. ч. файласуф), а также саму античную философию. В противоположность религиозным наукам, основанным на «предании» (‘улум наклийа), входившие в ал-Ф. науки именовались «рациональными», основанными на разуме ('улум ‘аклийа).