ФИКХ

Total 156 Contents

Х̣АДД («удержание», «пресечение») — наказания, налагаемые за преступления против нравственности и общественного порядка, на которые есть какие-либо указания в Коране и сунне: кощунство, развратные действия, лжесвидетельство, клевета, пьянство, спаивание, азартные игры, нарушение правил торговли, мошенничество и др.

Created by alex01-nw

ат̣-Т̣ӮСӢ, Шайх̱ ат̣-Т̣а̄’ифа Мух̣аммад б. ал-Х̣асан Абӯ Джа‘фар (995 — 1067) — известный шиитский богослов и факих, признанный авторитет имамитской общины, один из кодификаторов имамитского (джа‘фаритского) фикха. Шиитские ученые считают ат-Т. автором 47 сочинений, 13 из них сохранились. Все последующие поколения шиитов, вплоть до настоящего времени, рассматривали труды ат-Т. как надежный источник по шиитской догматике и фикху.

Created by alex01-nw

УММ ал-ВАЛАД («мать ребенка») — невольница, родившая сына от своего господина, в отличие от умм ал-ибн («мать сына») — свободной женщины.

Created by editor02

‘УЛАМА̄’ (мн. ч. от ‘а̄лим — «знающий», «ученый») — улемы (только во мн. ч.), собирательное название знатоков богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама, как теоретиков, так и практических деятелей в области традиционных форм образования, судопроизводства на основе шари‘ата и исполнения обрядов.

Created by editor02

ас-СУННА («обычай», «пример»; полная форма: суннат расул Аллах — «сунна посланника Аллаха») — сунна, пример жизни Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества.

Created by editor02

Т̣АЛА̄К̣ («отпущение», «развод»; перс-тадж. талок, тур. босама) — самый распространенный вид расторжения брака. Этот развод предписывает полное освобождение жены от всех супружеских обязанностей при произнесении мужем особой формулы развода (талак) даже без объяснения причины. При этом за женой сохраняется имущество, полученное ею от мужа (махр), муж обязан содержать ее до окончания срока воздержания (‘идда), после чего она снова может выйти замуж. Если в течение этого времени супруги возобновят отношения, развод становится недействительным.

Created by alex01-nw

С̣УЛХ̣ («улаживание», «соглашение») — мирный договор, заключавшийся мусульманами с жителями завоеванных областей; условия договора, заключенного с городом, касались всей страны или подчиненной городу округи.

Created by editor02

Т̣АЛАБ ал-‘ИЛМ — поиск знания, стремление к знанию. Т. ал-‘И. провозглашался одной из обязанностей всякого мусульманина, главным образом был направлен на изучение хадисов и фикха.

Created by alex01-nw

ат-ТАКЛӢД («следование», «подражание») — следование авторитету муджтахида какого-либо одного мазхаба в разработках частных вопросов фикха. Ат-Т. делится на Т. ал-хасс (уровень ученых) и Т. ал-‘амм (уровень обычных знаний).

Created by alex01-nw

ат-ТАК̣ӢЙА (такия, такыя; «благоразумие», «осмотрительность»; синоним китман — «скрывание», «утаивание») — технический термин, обозначающий «благоразумное скрывание своей веры», один из руководящих принципов шиитского ислама. Для мусульманских богословов обоснованием дозволенности ат-Т. служат Коран и сунна Пророка; согласно их толкованию, Коран допускает в случае крайней необходимости внешнее отречение от веры, дружбу с неверными, нарушение ритуальных предписаний.

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.