ал-Х̣АНА̄БИЛА— ханбалиты, сторонники одного из четырех канонизированных суннитских мазхабов, названного по имени основателя-эпонима Ахмада б. Ханбала.
ШАЙХ̮ ал-ИСЛА̄М — шейх-уль-ислам, «старейшина ислама». Как почетный титул спорадически употреблялся начиная с X в. по отношению к тому или иному факиху или суфию.
Х̣АЛА̄Л — 1. Разрешение; допускаемые действия в противопоставление запретным действиям (харам). 2. Женщина или мужчина, на которых не распространяются запреты на вступление в брак. 3. Состояние человека, завершившего хаджж.
Х̣А̄КИМ («решающий») — третейский судья, к которому тяжущиеся стороны обращаются по взаимному соглашению для решения дела.
аш-ШАЙБА̄НӢ, Абӯ ‘Абдаллах’ Мухаммад б. ал-Хасан (749—805) --- факих, один из кодификаторов мусульманского права. Родился в Васите (Ирак) в семье маула. С 14 до 18 лет посещал занятия Абу Ханифы, затем некоторое время учился у Абу Йусуфа.
аш-ША̄З̱ИЛӢЙА (или аш-ша̄дӯлӣйа) — шазилиты, крупнейшее северо-африканское суфийское братство. Его основателем и эпонимом был Абу-л-Хасан аш-Шазили (1196 или 1197—1258), выходец из Магриба, возводивший свою духовную родословную через шайха Ибн Харазима (ум. в 1236 г.) к знаменитому Абу Мадйану.
ФУРӮ‘ ал-ФИКХ— «разветвления» фикха, часть фикха, составляющая исламское позитивное право. Само понятие «разветвления» (фуру‘) впервые зафиксировано в названии сочинения Мухаммада аш-Шайбани Китаб ал-асл фи-л-фуру‘ (более известно как ал-Мабсут).
ал-ФИК̣Х («глубокое понимание, знание») — исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле). Ал-Ф. в обоих значениях сложился не сразу с возникновением ислама и становлением мусульманского государства—халифата. До первой половины VIII в, система социальных норм (в том числе и юридических) Халифата в целом не определялась положениями ислама, а состояла преимущественно из норм, которые имели доисламское происхождение и продолжали действовать в новых исторических условиях. На завоеванных арабами территориях прежние юридические нормы и обычаи также сохранялись без серьезных изменений, если не противоречили установкам новой религии, которая поначалу безразлично относилась к собственно правовым вопросам. В это время правовая система Халифата восприняла отдельные элементы римского (византийского), сасанидского, талмудического и канонического (восточнохристианских церквей) права, а также немало местных обычаев, многие из которых впоследствии были исламизированы и включены в ал-Ф.
ФАТВА̄ (мн. ч. фата̄ва̄; «разъяснение»; перс, и тур. фетва; синонимы футйа, ифта’) — богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шари‘ата или истолкования какого-либо казуса с позиций шари‘ата.
ФАРД̣̣ (мн. ч. фурӯд.; «обязательное»; синоним ваджиб)—поступки и нормы поведения, вмененные человеку в обязанность как религиозные заповеди, в первую очередь ритуальные предписания и соблюдение основных норм благочестия.