Закат — сочинение видного татарского теолога Мусы Бигиева (1875–1949), изданное в 1916 г., в котором автор последовательно останавливается на ключевых социально-экономических понятиях ислама: садака (милостыня), закат (налог в пользу бедных), риба’ (ростовщичество), рассматривая их не только с точки зрения Корана и сунны, но и делая обзор иудейских и христианских источников по этой теме.
ал-Байлакани, аз-Заки б. ал-Хасан Абу Тахир Шамс ад-дин ал-Ансари аш-Шафи‘и (1186–1267) — мутакаллим и факих, родом из г. Байлакан (ныне: г. Бейлаган Азербайджана). Юность ал-Б. пришлась на период наивысшего расцвета его родного города.
Байан ал-хака’ик (араб. «Разъяснение [шари‘атских] истин») — журнал дагестанских мусульманских реформаторов (джадиды) на арабском языке, печатавшийся с разрешения советской власти. Планировался как ежемесячный, но фактически выходил раз в три-четыре месяца. Издавался с сентября 1925 г. по август 1928 г. в г. Буйнакске тиражом в 1000–1050 экз.
Бабахановы — династия муфтийев (1943–1989) Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ). Основатель династии Ишан-хан Баба-хан б. ‘Абд ал-Маджид-хан (хваджа) родился в Ташкенте в 1856 г. Его отец ‘Абд ал-Маджид-хан б. Йунус-хан происходил из семьи хваджей, возводивших свою родословную к хвадже Ахмаду Йасави (ум. в 1166-67 г.) — эпониму суфийского братства йасавийа.
ШИРКА («товарищество», «кооперация») — особый вид договора, по которому два человека или больше объединяются, чтобы вести общее дело (торговое, ремесленное или какое-либо другое). Для этого они вкладывают свои средства и объединяют усилия. При этом каждый компаньон (шарик) имеет право распоряжаться общим имуществом и обязан принимать участие в общей работе.
ШИРК—придание Аллаху сотоварища, многобожие. Поклонение другим божествам помимо Аллаха, а также предметам и людям рассматривается как тяжелейший грех (кабира), неверие (куфр). Категория Ш., хотя и имела общепринятые определения, вызвала многочисленные толкования, которые явились причиной широкого использования ее в религиозной полемике и открытой политической борьбе внутри самой мусульманской общины.
аш-ШАХРАСТА̄НӢ, Абӯ-л-Фатх̣ Мух̣аммад б. ‘Абд ал-Карӣм (1075— 1153)—шафи‘итский богослов и факих, авторитетный историк религий и религиозно-философских систем. Родом из г. Шахрастан (на севере Хорасана, в Иране), перс по происхождению, аш-Ш. получил традиционное мусульманское образование, слушал в Нишапуре и Тургандже лекции знаменитых ученых своего времени по хадисам, фикху и каламу. Он много путешествовал и прославился успешными диспутами с учеными из разных краев Халифата. Вместе со славой он приобрел и злостных критиков, упрекавших его за приверженность к аргументации философов и батинитов-исма‘илитов. В течение трех лет (с 1116 г.) аш-Ш. читал лекции в знаменитой Мадраса Низамийа в Багдаде. Умер он в родном городе.
аш-ШАРӢ‘А («прямой, правильный путь»; закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных) — шари‘ат, комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Исламская традиция связывает понятие Ш. прежде всего с его использованием в Коране (преимущественно в мекканских сурах) для обозначения начертанного Аллахом прямого пути, следуя которым правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай (см., например, К. 45:18/17). Общий смысл данного понятия опре деляется также его происхождением от корня ШР‘ который неоднократно встречается в Коране в значении узаконивать, предписывать что-либо как обязательное. (см., например, 42:13/11).
Х̱УТ̣БА—речь, проповедь, выступление хатиба. В мусульманском ритуале X. появилась, очевидно, еще во времена Мухаммада, хотя в Коране она не упоминается. О X. говорится в жизнеописаниях Пророка, в многочисленных хадисах.
Х̣УКМ («мудрость», «проявление мудрости») — ряд понятий, в основе которых лежит представление о мудром суждении и авторитетном указании: