ФИКХ

Total 156 Contents

ал-Касани, ‘Ала’ ад-дин Абу Бакр б. Мас‘уд б. Ахмад (1110–1191) — один из крупнейших мавараннахрских факихов-ханафитов своей эпохи. Родился в г. Касан (северная часть Ферганской долины), учась в Самарканде, написал комментарий к сочинению своего учителя. В странах Ближнего Востока данный комментарий был признан одним из лучших сочинений по фикху.

Created by aamantserev

ал-Калабади (или ал-Калабази), Мухаммад б. Исхак Абу Бакр ал-Бухари (ум. в 990 или 995 г.) — ханафитский факих, автор одного из самых известных ранних трудов по мистицизму как системе на арабском языке. Родился и жил в Калабаде (квартал Бухары), умер, видимо, в Бухаре.

Created by aamantserev

аз-Замахшари, Махмуд б. ‘Умар Абу-л-Касим (1075–1144) — богослов-му‘тазилит, законовед ханафитского мазхаба, филолог и литератор. Родился в г. Замахшаре в небогатой семье, учился грамоте и читал Коран под руководством отца, посещал и начальную школу; еще в детстве ему отняли сломанную ногу, и он ходил на деревянном протезе.

Created by aamantserev

ал-Бухари, Мухаммад б. Исма‘ил ал-Джу‘фи (810–870) — выдающийся мусульманский ученый-мухаддис, комментатор Корана, автор одного из четырех «канонических» сборников суннитских преданий ал-Джами‘ ас-сахих. Родился в Бухаре в персидской семье, предки были зороастрийцами.

Created by aamantserev
ал-Булгари, ал-Утыз-Имяни, ‘Абд ар-Рахим б. ‘Усман, Утыз Имяни

ал-Булгари (ал-Утыз-Имяни), ‘Абд ар-Рахим б. ‘Усман (1754–1835) — шайх братства накшбандийа, ханафитский ученый и поэт Волго-Уральского региона. Родился в селении (авыл) Утыз-Имян в Татарии. Оставшись сиротой в юном возрасте, учился в мадрасе при второй мечети в селении Каргалы (под Оренбургом) у Валида б. Мухаммада ал-Амина ал-Каргали.

Created by aamantserev
Муса Бигиев

Бигиев, Муса (Муса Джаруллах [Джар Аллах] Биги, 1875–1949) — известный татарский богослов-реформатор и общественный деятель. Родился в г. Ростов-на-Дону.

Created by aamantserev

Ханаках-и Хазрат (Мухаммад Йусуф-хан, 1840–1918) — авторитетный мусульманский учёный, продолжатель традиций ферганской школы в областях мусульманского права (‘илм ал-фикх) и суфизма (‘илм ат-тасаввуф), проложивший свой путь в поэзии и творивший под псевдонимом Хазин («грустный», «печальный»), в местных интеллектуальных кругах получивший почётное прозвище Ханаках-и Хазрат Дамулла Маргинани.

Created by Nika Budakova

ан-Насафи Наджм ад-дин Абу Хафс ‘Умар б. Мухаммад б. Ахмад (1068–1142) — учёный-энциклопедист: теолог-матуридит, факих-ханафит, мухаддис, филолог и поэт.
О биографии ан-Н. Н. сообщают более 20 источников, главные из них ал-Ансаб и ат-Тахбир фи-л-му’джам ал-кабир Абу Са‘да ас-Сам‘ани (ум. в 1167 г.). Как учёный сформировался в Насафе, где его учителями были Абу-л-Йуср Мухаммад б. Мухаммад ал-Паздави (ум. в 1099-1100 г.), ал-Хасан б. ‘Абд ал-Малик ан-Насафи (XI в.), Мухаммад б. Ахмад ал-Маймарги ан-Насафи (XI в.), Исма‘ил б. Мухаммад ан-Нухи ан-Насафи (ум. в 1089 г.), Иа‘куб б. Мухаммад ан-Нухи ан-Насафи (ум. в 1129 г.) и др.

Created by Nika Budakova

ал-Усиши, ал-хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал-фикха.

Created by aamantserev

Суйар-хан-тура (Суйар-хан Исаев, 1927–2007) — типичный ‎представитель «параллельного ислама», «неофициального ‎духовенства», оказавших определённое влияние на общественно-‎политическую и духовную жизнь Ферганской долины Узбекистана в ‎‎80–90-е гг. ХХ в. ‎

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.