ФИКХ

Total 156 Contents

АС̣Х̣А̄Б (или ахл) ар-РА’Й — «сторонники независимого суждения», общее название представителей одного из направлений законоведения VII— VIII вв. в противопоставление асхаб ал-хадис — «сторонники предания». Асхаб ар-ра’й получили это название за предпочтение решать правовые вопросы на основании собственного мнения (ра’й), а не на основании прецедента, извлекаемого из предания (хадиса).

Created by admin3

‘АК̣Д (синонимы иджа̄б, к̣абӯл, к̣убӯл, сӣг̣а) — договор, соглашение. Нормы ‘акд в исламе восходят к доисламским и римско-византийским правопредставлениям. В Коране ‘акд — это договор, скрепленный клятвой. В фикхе ‘акд — дву- или многостороннее соглашение о взаимных обязательствах, предметом которых могут быть только реально существующие вещи и отношения, на которые распространяются права договаривающихся сторон.

Created by admin3

А̄ЙАТАЛЛА̄Х («знамение Аллаха», «чудо Аллаха»; перс. аятолла), айаталлах ал-‘узма («величайший аятолла»; перс. — аятоллах оль-озма)— самые почетные звания шиитских муджтахидов, имеющих право самостоятельно выносить решения по вопросам фикха

Created by admin3

ал-БАГ̣ДА̄ДӢ, Абӯ Манс̣ӯр ‘Абд ал-К̣а̄хир б. Та̄хир (ум. в 1037 г.) — шафи‘итский факих и теолог-аш‘арит, прославившийся своими доксографическими сочинениями.

Created by admin3

А̄ДА (мн. ч. ‘адат; по-русски употребляется толь­ко в форме адат) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также ре­алии правовой жизни, не отраженные шари‘атом. В разработках исламских законоведов понятие ‘А. сливается с понятием ‘урф и является его синонимом.

Created by admin

АБӮ Х̣АНӢФА, ан-Ну‘ман б. С̱а̄бит ал-има̄м ал-а‘з̣ам (699—767) — богослов, факих, мухаддис, основатель и эпоним ханафитского мазхаба.

Created by admin

АБД ал-ДЖАББАР б. Ахмад ал-Хамазани (ум. в 1025 г.) — видный представитель му‘тазилитского калама, факих шафи‘итского мазхаба. С деятель­ностью ‘А. ал-Дж. связано возрождение му‘тазилизма при Буидах.

Created by admin

‘АБД (мн. ч. ‘ибад) — общее понятие «раб», упот­ребляемое также в переносном смысле, входит составной частью в теофорные имена (например, ‘Абд Аллах, ‘Абд ар-Рахман).

Created by admin

‘АБДАЛЛАХ б. ‘АББАС (619—686) — двоюродный брат основателя ислама Мухаммада, родоначальник коранической экзегезы (толкования Корана)

Created by admin

‘АБДУ (‘Абдо), Мухаммад — богослов, факих, реформатор ислама и общественный деятель Египта; ученик и соратник Джамал ад-дина ал-Афгани.

Created by admin
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.