МУЛК, МИЛК (мульк, мильк; мн. ч. амла̄к) — близкие по значению и часто смешивавшиеся в употреблении термины (от корня МЛК — «владеть»). Мулк означает как неограниченную власть (в том числе и царскую) и безусловную собственность, так и объект этой собственности, а милк—только объект собственности.
МУКА̄ТАБ (ж. p. мука̄таба) — в фикхе раб (рабыня), заключивший письменное соглашение о самовыкупе. Соглашение определяло размер выкупа, срок и условия уплаты. С момента заключения договора хозяин утрачивал часть прав на личность раба (по выражению факихов, раб «выходит из владения хозяина, но не выходит из его собственности»).
МУДЖТАХИД (перс. муджтехид, тур. мюджтехид) — ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важным вопросам фикха. По традиции, М. считаются все сподвижники Мухаммада и их ближайшие «последователи», через которых последующие поколения получали правовые знания, а также факихи первых веков ислама, сыгравшие важную роль в формировании наук шари‘ата. Последними суннитскими М. высших степеней признаются основатели мазхабов.
В шиитском (имамитском) исламе М.— высший духовный авторитет, призванный на период «сокрытия» имама вести общину «верным путем». Исходя из убеждения, что «врата иджтихада» открыты и что «скрытый» имам через своих посредников продолжает руководить общиной, имамиты признают за М. высоких степеней право давать заключения не только по частным вопросам богословия и права (ал-фуру‘), но и по вопросам догматов вероучения и основ права (ал-усул).
‘ИДДА (перс, эддат, тур. иддет) — определенный промежуток времени, в течение которого свободная женщина после развода или после смерти мужа и невольница при переходе от одного господина к другому не должна вступать в половые отношения.
ИБН Х̣АЗМ, Абӯ Мух̣аммад ‘Алӣ б. Ах̣мад (994—1064) — андалусский теолог и факих, видный представитель захиритской школы права (аз-захирийа).
МУ‘ДЖИЗА (мн. ч. му‘джиза̄т) — чудо, публично совершаемое пророком в подтверждение своей миссии. В Коране не употребляется. В раннемусульманской литературе синонимом М. часто был термин айа (мн. ч. айат). Большинство богословов противопоставляли М. карама (мн. ч. карамат) — сверхъестественному деянию (харик ли-л-‘ада), совершаемому «святым» (вали).
МУБА̄Х̣ («дозволенное»; синоним джа’из) — категория поступков и действий, рассматриваемых шари‘атом как нейтральные, не осуждаемые и не поощряемые, необходимые, понятные, бытовые действия, не нуждающиеся сами по себе ни в какой оценке.
МӢРА̄С̱ (синонимы ирс, вираса, вире, тарика, турас) — наследство: имущество, права и обязательства, переходящие после смерти их владельца и обладателя другому лицу. М. является предметом особой правовой дисциплины ‘илм ал-фара’ид. В понятие М. кроме получения имущества умершего входит выплата его долгов, выполнение оставшихся за ним обязательств, исполнение распоряжений по завещанию (васийа), взятие на содержание или под опеку семьи умершего и др.
МАХР (тур. мехр; синоним садак) — имущество, выделяемое мужем жене при заключении равноправного брака (завадж). Уплата М.— главное условие такого брака и рассматривается как плата жене за брачные отношения. М. принадлежит только жене и обеспечивает ее в случае вдовства или развода по требованию мужа (талак).
МАУЛА̄ (мавля; мн. ч. мавāлӣ) — 1) покровитель, заступник, господин (в Коране об Аллахе: 3:150/143; 8:40/41 и др.; обычно в форме маулана — «господин наш»); 2) покровительствуемый, чаще всего вольноотпущенник, который после освобождения сохранял узы определенной зависимости от хозяина или его наследников. После мусульманских завоеваний М. стали называть неарабское население покоренных областей, считавшееся как бы находящимся под покровительством завоевателей.