‘ИК̣А̄Б (мн. ч. ‘ик̣а̄ба̄т; синонимы ‘укуба, ‘азаб, джаза’, накал) — наказание, одна из важнейших категорий фикха.
ал-ИДЖТИХА̄Д («усердствование», «большое старание») — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников.
ал-ИДЖМА̄‘ — согласие, единодушное мнение (решение) авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу, один из источников мусульманского права (фикха).
МУСЛИМ б. ал-Х̣аджжа̄дж Абӯ-л-Хусайн ал-К̣ушайрӣ ан-Найса̄бӯрӣ (817 или 821—875) — известный мухаддис (род. и ум. в Нишапуре), автор свода хадисов ас-Сахих, который (наравне со сводом хадисов его современника ал-Бухари) считался у мусульманских традиционалистов и правоведов одним из самых авторитетных в числе аналогичных трудов.
ИДЖА̄РА — наем. Мусульманское право объединяет в этом понятии как все виды аренды, так и наем работника.
МУЛЛА̄ С̣АДРА̄, С̣адр ад-дӣн Мух̣аммад б. Ибра̄хӣм Шӣра̄зӣ (ок.1572—1640) — иранский богослов, философ и мистик, идеолог шиизма в сефевидском Иране, один из ближайших учеников главы исфаханской школы философов Мир Дамада. Из полемических сочинений М. С. наибольшую известность получили Се асл и Каср ал-аснам ал-джахилийа. Им составлены комментарии к трудам выдающихся предшественников: к аш-Шифа’ Ибн Сины, к Хикмат ал- ишрак ас-Сухраварди, к своду хадисов ал-Кафи фи усул ад-дин ал-Кулини (ум. в 941 г.), а также пространный Тафсир к Корану, который, по существу, является та’вилем. Итогом философских размышлений и трудов М. С. стало его многотомное сочинение Китаб ал-асфар ал-арба‘а ал-‘аклийа. По содержанию к нему примыкает эсхатологический трактат ал-Мабда’ ва-л-ма‘ад, созвучный одноименным сочинениям Ибн Сины и Насир ад-дина ат-Туси и излагающий основные положения метафизики М. С.
МУЛК, МИЛК (мульк, мильк; мн. ч. амла̄к) — близкие по значению и часто смешивавшиеся в употреблении термины (от корня МЛК — «владеть»). Мулк означает как неограниченную власть (в том числе и царскую) и безусловную собственность, так и объект этой собственности, а милк—только объект собственности.
МУКА̄ТАБ (ж. p. мука̄таба) — в фикхе раб (рабыня), заключивший письменное соглашение о самовыкупе. Соглашение определяло размер выкупа, срок и условия уплаты. С момента заключения договора хозяин утрачивал часть прав на личность раба (по выражению факихов, раб «выходит из владения хозяина, но не выходит из его собственности»).
МУДЖТАХИД (перс. муджтехид, тур. мюджтехид) — ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важным вопросам фикха. По традиции, М. считаются все сподвижники Мухаммада и их ближайшие «последователи», через которых последующие поколения получали правовые знания, а также факихи первых веков ислама, сыгравшие важную роль в формировании наук шари‘ата. Последними суннитскими М. высших степеней признаются основатели мазхабов.
В шиитском (имамитском) исламе М.— высший духовный авторитет, призванный на период «сокрытия» имама вести общину «верным путем». Исходя из убеждения, что «врата иджтихада» открыты и что «скрытый» имам через своих посредников продолжает руководить общиной, имамиты признают за М. высоких степеней право давать заключения не только по частным вопросам богословия и права (ал-фуру‘), но и по вопросам догматов вероучения и основ права (ал-усул).
‘ИДДА (перс, эддат, тур. иддет) — определенный промежуток времени, в течение которого свободная женщина после развода или после смерти мужа и невольница при переходе от одного господина к другому не должна вступать в половые отношения.