татары

Total 16 Contents
Портрет Габаши Хасан-Гата

Габаши, Хасангата (Хасан-‘Ата, 1863–1936) — видный общественный и религиозный деятель, историк, педагог, крупнейший представитель джадидистского движения (усул-и джадид). Родился в семье указного муллы села Малый Сулабаш Казанского уезда (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). Начальное образование получил у деда и отца.

Created by aamantserev

Ваисов (Вайс-заде, Вайси), Баха’ ад-дин ал-Булгари (вероятно, 1810–1893) — татарский суфий, проповедник и поэт, основатель Ваисовского движения в Казани. Родился в селении Молвино (ныне — Зеленодольский район Республики Татарстан), о родителях ничего не известно. Сам себя он называл «заместителем» (халифа) накшбандийско-муджаддидийского шайха Джа‘фара ал-Кулатки (ум. в 1862–63 г.).

Created by aamantserev
Муса Бигиев

Бигиев, Муса (Муса Джаруллах [Джар Аллах] Биги, 1875–1949) — известный татарский богослов-реформатор и общественный деятель. Родился в г. Ростов-на-Дону.

Created by aamantserev
Апанаев, Габдулла

Апанаев, Габдулла (‘Абд Аллах б. ‘Абд ал-Карим ... б. Апанай, 1862-1919) — татарский религиозный и общественный деятель, просветитель, публицист. Его по праву признают одним из основателей первой мусульманской политической партии в России Иттифак ал-муслимин («Согласие мусульман») и разработчиком ее программных документов.

Created by Nika Budakova

Баязитов, Гатаулла (‘Ата’ Аллах, 1847–1911) — видный татарский богослов, просветитель, общественный деятель. Родился в деревне Тюменсу (Темников) Касимовского уезда Рязанской губернии в семье муллы.

Created by aamantserev
Галимжан Баруди

ал-Баруди (Галеев, Галиев), ‘Алим-джан б. Мухаммад-джан, известный в русскоязычной литературе как Галимджан Баруди (1857–1921) — видный татарский общественный и религиозный деятель-новатор, педагог-просветитель. Родился в деревне Малые Ковали (Кече Ковал) в семье мелкого торговца.

Created by aamantserev
  • 1
  • 2
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.