К̣АЛАНДАРӢЙА (перс.; араб, карандалӣйа, тур. календ ерийа) — сначала мистико-аскетическое движение, возникшее под воздействием идей аскетической школы маламатийа, затем братство (тарика) бродячих нищенствующих дарвишей. Его основные положения: отрицание мистико-аскетической практики уединения и совместной жизни в обители (последнее часто нарушалось, т. к. были возведены обители братства во многих регионах); безразлично-небрежное отношение к обязательным предписаниям ислама (фара’ид) и ритуалу, уклонение от участия в общей молитве или богослужении, отказ от отправления как постов; существование за счет сбора милостыни; отсутствие какой-либо собственности, за исключением немногих личных вещей; бродяжнический образ жизни; часть членов К. принимала обет безбрачия. Членов братства отличал экзотический внешний вид .
ал-К̣А̄ДИРӢЙА — суфийское братство, основание которого связывают с именем знаменитого ханбалитского проповедника ‘Абд ал-Кадира ал- Джилани, или Гилани (1077—1166). Организационно оформилось к концу XIII в. Члены братства носят на голове маленькие войлочные шапочки —‘аракийа с эмблемой ал-К, — зеленая роза с тремя рядами лепестков (5—6—7, соответственно означающих: пять столпов ислама, шесть основ веры и семь слов в формуле зикра ал-К.); предпочитают зеленый цвет, но носят одежды также других цветов — черного или белого (в Египте XIX в. ‘аракийа-тадж была белого цвета), имеют четки из 99 зерен с двумя разделителями, опоясываются широким, плотной вязки шерстяным с кожаными украшениями поясом (камар), в руках держат посох. Члены группы ал-К. в Курдистане отпускают длинные волосы, но бреют бороду и усы.
ал-ИХ̣СА̄Н («истовость», «совестливость», «чистосердечие») — в Коране ал-И. — это искренность при исполнении религиозных обязанностей, противопоставляемая ханжескому благочестию, лицемерию (рийа’).
ИТТИХ̣А̄Д — «соединение», «слияние». В мусульманском богословии термин И. наряду с хулул употреблялся в двух значениях: а) соединение божественной и человеческой природы (иттихад ал-лахут би-н-насут), в этом значении он ассоциировался с христианскими доктринами «воплощения»; б) соединение души или сердца мистика с божеством в момент мистического экстаза (ваджд).
МУРӢД (мюрид)—добровольный последователь, ученик. М. называли человека в период его приготовления к вступлению в суфийское братство (тарика) или ремесленную корпорацию (синф), когда он находился на первой (низшей) ступени посвящения и духовного самосовершенствования. В более широком употреблении значение термина расплывчато, он может обозначать суфия вообще и даже просто рядового мусульманина.
МАУЛА̄ВӢЙА (тур. мевлеви, мевлевийа)— суфийское братство, формально основано ок. 1240 г. Джалал ад-дином Руми в Конье (Малая Азия). Название братства происходит от маулави—так последователи и ученики Руми (Маулана) называли себя. В XIV в. в Конье это братство называли джалалийа. М. традиционно входило в число 12 материнских братств, хотя, оставаясь строго централизованным, не породило сколько-нибудь самостоятельной ветви.
Первоначально основу братства составляли мелкое купечество, базарный люд, ремесленники, торговцы и т. д.— «необразованные и занятые ремеслом»; постепенно социальное лицо М. изменилось и оно превратилось в братство, рекрутировавшее своих членов из элитарных и образованных кругов общества; большинство османских султанов были связаны с М.
ал-МАЛА̄МАТӢЙА («люди порицания») — общее название мистико-аскетического движения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. В основе учения ал-М. лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед богом, а также постулат о совершенной искренности (ихлас) и честности (сидк) в своих поступках. Можно сказать, что движение ал-М. явилось протестом против показной набожности и нарочитого соблюдения внешней обрядности, в которых традиционалисты видели образец проявления истинной веры. Отсюда столь значительное внимание к скрупулезным характеристикам понятия лицемерие (рийа’), под которым понимались любование своей «святостью», чрезмерный аскетизм и горделивость, порожденная успехами в аскетизме.
НИ‘МАТАЛЛА̄ХӢЙА (ни‘маталла̄хӣ, ни‘матӣйа, ни‘матӣ) — суфийское братство, основанное в конце XIV — начале XV в. в Иране Ни‘маталлахом Вали (ум. в 1431 г.). В основе мистического Пути Н. лежали мистико-философские положения и метод духовно-религиозной практики, разработанные Ни‘маталлахом Вали.
НИ‘МАТАЛЛА̄̄Х ВАЛӢ (1330—1431) — персидский суфий, поэт и основатель-эпоним суфийского братства ни‘маталлахийа.
НАК̣ШБАНДӢЙА — одно из 12 материнских суфийских братств, строго суннитское по воззрениям, возводит свою духовную силсила к Абу Бакру и ‘Али б. Аби Талибу. В основе учения и практики Н. лежат идеи и взгляды Баха’ ад-дина Накшбанда, известные нам только в передаче ходжи Мухаммада Парса и отчасти ‘Ала’ ад-дина ‘Аттара.