Х̱А̄НАК̣А̄Х (перс. ханагах, хангах) — ханака, место совместного проживания и отправления религиозных предписаний суфиев; странноприимный дом, обитель. Функционально X. весьма близок рибат.
ал-Х̣АЛЛА̄ДЖ, Абӯ-л-Мугӣс̱ ал-Х̣усайн б. Манс̣ӯр (ок. 858—922) — выдающийся суфий, казненный за свои проповеди.
Х̱АЛӢФА — 1. Халиф, глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха. 2. В суфизме преемник основателя братства или руководителя ветви.
Х̱АЛВАТӢЙА (тур. халветийа)— суфийское братство, сложившееся в конце XIV в. в Северо-Западном Иране, традиционно входит в число 12 материнских братств, возводит духовную силсила к ‘Али б. Аби Талибу через Джунайда ал-Багдади, разделяя положения его мистического учения.
ЧИШТӢЙА — суфийское умеренно суннитское братство, сложившееся в Восточном Хорасане и оформившееся на рубеже XII—XIII вв. в Индии. Возводит духовную силсила к ‘Али б. Аби Талибу через Ибрахима б. Адхама (ум. в 776 г.) и Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.), принадлежит к числу 12 материнских братств.
ат-ТИДЖА̄НӢЙА — влиятельное североафриканское суфийское братство, возникшее в конце XVIII в.
ат-ТАС̣АВВУФ — суфизм, мистико-аскетическое течение в исламе.
Т̣АРӢК̣А (мн. ч. т̣урук̣; «дорога», «путь») — метод мистического познания Истины. В значении «путь» (тарик) встречается в Коране (46:29/30). В историческом аспекте Т. как технический термин суфизма претерпел значительную эволюцию.
ас-СУХРАВАРДӢЙА — суфийское братство, сложившееся в конце XII—начале XIII в. в Ираке в рамках месопотамской школы арабского мистицизма, хотя большая часть ее создателей не были арабами. Согласно традиции, ас-С.— одно из 12 материнских братств в мусульманском мистицизме, строго суннитское (шафи‘итского мазхаба), возводило духовную силсила от Зийа’ ад-дина Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди (1097—1168) к ‘Али б. Аби Талибу через Ахмада ал-Газали (ум. в 1126 г.) и ал-Джунайда ал-Багдади (ум. в 910 г.).
СИЛСИЛА («цепь», «ряд») — «цепь духовной преемственности», непрерывная генеалогическая цепь духовных передатчиков особой системы мистического пути (тарика) со специфическими для него методикой обучения (нормами физических и мистических упражнений), особенностями практики (главным образом зикра и инициации) и ритуала, а также соответствующим регламентом образа жизни.