Баба — титул некоторых шейхов, мистиков и суфиев, использующийся как минимум с начала V века хиджры/XII века н. э.
Хусайнийа (2) — туркистанская и северомавараннахрская ветвь муджаддидии. Эпоним муджаддидийа — накшбандийский шайх из Индии, муджаддид ал-алф ас-сани («Обновитель второго тысячелетия») Ахмад Сирхинди (ум. в 1624 г.). Название хусайнийа пошло от имени основателя этой ветви халифы Хусайна (ум. в 1833-34 г.).
Хиндустани (он же домла Хиндустани, Хаджжи-дада, Маулави) — крупнейший теолог-ханафит Ферганской долины и Тад¬жикистана Мухаммаджан Рустамов (1892¬1989).
Мюридизм (от араб. мурид — «желающий следовать [суфийскому пути]», «ученик [суфийского шайха]») — принятое в дореволюционной и советской литературе определение мусульманского повстанчества на Северном Кавказе XIX в. Обычно к М. относят массовое религиозное движение, которое привело к созданию Имамата Нагорного Дагестана и Чечни (1828–1859); реже — антироссийское восстание 1877 г. и даже «антисоветский мятеж» 1920–1921 гг. дагестанского религиозного и политического деятеля Наджм ад-дина Гоцинского (ал-Хуци).
Маддах (араб., «восхваляющий в стихах», «панегирист», «рассказчик») — исполнитель народных сказаний и легенд, повествующих о царях и исламских героях, рассказчик легендарных биографий среднеазиатских религиозных авторитетов, в первую очередь суфийев. Это профессиональные проповедники ислама, осуществлявшие миссионерскую деятельность посредством исполнения художественных текстов.
Ишан ит-йимас (узб., букв. «ишан, не употребляющий мяса») — прозвище почитаемого ташкентского «святого» Ишан-бабá ахунда Шадман-хваджи Ишанова (род. в 1837 г.). Прозвище связано с тем, что после получения в 1860 г. почётного звания ишан он отказался от употребления мяса.
Йасавийа — суфийское братство Центральной Азии, названное по имени хваджи Ахмада Йасави и действовавшее с XIII до середины XVIII в. Это название также может с достаточным основанием применяться к более широкой традиции практики и религиозных ритуалов, вдохновлённой наследием Ахмада Йасави и существовавшей вне организационной структуры подлинно суфийского братства. Суфийские общины, которые могут быть классифицированы как йасавийские, в равной мере широко известны под названиями джахрийа (по «громкому» зикру, отличавшему их практику) и, реже, султанийа (по титулу султан ал-‘арифин, закрепленному за Ахмадом Йасави); более раннее обозначение — машайих-и турк («тюркские шайхи») приблизительно соответствует традиции Й., но оно, по-видимому, применялось и к другим группам, которые не могут быть связываемы конкретно с наследием Ахмада Йасави.
ЗМДП — Закавказские мусульманские духовные правления суннитского и ши‘итского учений, централизованные государственные организации, осуществлявшие шари‘атское правосудие и управлявшие духовными делами мусульман Закавказского края.
Баха ад-дин Накшбанд — некрополь и суфийский центр, расположенные в 10 км к северо-западу от Бухары.
Х̱ИРК̣А (от глагола х̱арак̣а — «разрывать», «делать прорехи») — дырявый или залатанный плащ, рубище, одежда-символ, указывающая, что облаченный в нее вступил на мистический путь, а также показатель обета бедности, данного суфием.