Дукчи-ишан хаджви (узб. «Сатира на Дукчи-ишана»)— условное название цикла поэтических произведений, посвященных предводителю Андижанского восстания 1898 г. Дукчи-ишану. Цикл состоит из 20 стихотворений (общим объемом более 1500 строк), написанных на староузбекском (чагатайском) языке разными (не менее 11) поэтами. Многие стихотворения называются как «Сатира на Дукчи-ишана» или «Сатира на халифу из Мингтипа». Цикл построен на критике личности Дукчи-ишана и осуждении его деятельности в качестве суфийского «наставника» в среде простолюдинов Андижана, Маргилана и близлежащих районов (в частности, Оша — в нынешнем Кыргызстане).
Дукчи-ишан— прозвище одного из суфийских авторитетов Ферганской долины конца XIX в. Мухаммад-‘Али (Мадали) б. Мухаммад-Сабира. Известен как предводитель Андижанского восстания 1898 г. Родился приблизительно в 1850-51 г. в селении Шахидан (под Маргиланом) в семье потомственного изготовителя веретен (дукчи, ийикчи), откуда и произошло его прозвище. В юношестве он сопровождал отца, выезжавшего в Самарканд и Бухару, где был отдан «в услужение» местным муллам и обучен основам арабской грамматики, чтению Корана и т.п. Примерно в 15-16-летнем возрасте стал муридом накшбандийского шайха Султан-хан-тура в селении Таджик (около Маргилана). Сам Д.-и. писал, что в 26 лет он получил иршад от своего пира.
Дудаланы (Дудов), Айсандыр (известен как шайх ‘ Абдулл ах/‘Абд Аллах Бухарачи, ‘Абдул-Кады /‘Абд ал-Кади, Халал, Карт-бабá и т.д., ок. 1620— ок. 1735)— выдающийся карачаевский религиозный и общественный деятель, поэт, один из первых проповедников ислама в Карачае и Балкарии. Родился в ауле Хурзук Большого Карачая в семье карачаевских князей Дудовых. Был женат на дочери Эльбуздука Крымшамхалова (известен по русским документам 1639 г. как могущественный князь Карачаевской Кабарды). Учился в Бухаре (отсюда его прозвище Бухарачи, ал-Бухари), где выучил арабский язык, получил основательное духовное образование в рамках суннитской традиции. Есть основания полагать, что в Бухаре он приобщился к мистицизму и стал шайхом одного из суфийских братств.
Ибрахим-хазрат — глава современных накшбандийских групп в Узбекистане. Родился в селении Мархамат (под Кукандом/Кокандом) в 1937 г.
Занги-ата (Зенги-ата, Зенги-баба; тюрк., занги — «черный», «смуглый»; ата, ота, баба — «отец», «дед», обращение к старшему по возрасту, уважаемому человеку) — известный среднеазиатский «святой», считающийся последователем Ахмада ал-Йасави (ум. в 1166–67 г.). Настоящее имя неизвестно. В некоторых преданиях ему приписываются имена Ай-хваджа или Имин-бабá.
Восточная Европа. В Европе от Урала до Карпат основной ареал распространения ислама охватывал Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье, Крым и Северное Причерноморье, включая степную зону. Были периоды, когда подавляющее большинство населения этого ареала составляли мусульмане. И поныне значительную его часть занимает компактно проживающее мусульманское население.
ал-Джазба — психотехнический термин практического суфизма, означающий «путь божественного привлечения» и существующий наряду с «путем обучения» (ас-сулук). Ал-Дж. не встречается в Коране ни в этой, ни в какой-либо другой из однокоренных форм. Детально этот термин, скорее всего, был разработан в трудах последователей учений братьев ал-Газали: Абу Хамида ал- Газали (1058-1111)— в теоретическом плане и Ахмада ал-Газали (ум. в 1126 г.)— в практическом.
ад-Дарбанди, Мухаммад б. Муса б. ал-Фарадж Абу Бакр аш-Шафи‘и ас-Суфи (ум. в 1145 г.)— крупный мусульманский теолог-аш‘арит, правовед и мистик. В ряде источников упоминается с нисбой аш-Ширвани. Родился в квартале Химс г. Баб ал-абваб (Дербент) между 1058 и 1068 гг. в семье переселенцев. Отец ад-Д.— Муса ал-Лаббад ал-Му’аддиб— был домашним воспитателем. В 70-80-х гг. XI в. ад-Д. обучался в Дербенте, Хумайдии (совр. Гемейди), Арджиле (совр. Хелипенджик) и других поселениях «пограничной области» (ас-сагр) Халифата.
Гюлшанийа (гулшанийа) — суфийское братство, основанное Ибрахимом б. Мухаммадом Гюлшани (ал-Гулшани) в Азербайджане во второй половине XV в. в правление династии Ак-Коюнлу и распространившееся впоследствии во всех уголках Османской империи (особенно в Египте).
Гюлшани (ал-Гулшани), Ибрахим б. Мухаммад (ум. в 1534 г.) — азербайджанский суфий, известный представитель восточно-тюркского суфизма, основатель-эпоним суфийского братства гюлшанийа (гулшанийа), последователь второго пира (пир-и сани) братства халватийа ас-саййида Иахйи аш-Ширвани аш-Шамахи ал-Бакуви ал-Хашвати (ум. в 1464 г.), мавзолей которого находится в комплексе дворца ширван-шахов в Баку (Республика Азербайджан).