Суфизм

Total 245 Contents

ал-К̣А̄ДИРӢЙА — суфийское братство, основание которого связывают с именем знаменитого ханбалитского проповедника ‘Абд ал-Кадира ал- Джилани, или Гилани (1077—1166). Организационно оформилось к концу XIII в. Члены братства носят на голове маленькие войлочные шапочки —‘аракийа с эмблемой ал-К, — зеленая роза с тремя рядами лепестков (5—6—7, соответственно означающих: пять столпов ислама, шесть основ веры и семь слов в формуле зикра ал-К.); предпочитают зеленый цвет, но носят одежды также других цветов — черного или белого (в Египте XIX в. ‘аракийа-тадж была белого цвета), имеют четки из 99 зерен с двумя разделителями, опоясываются широким, плотной вязки шерстяным с кожаными украшениями поясом (камар), в руках держат посох. Члены группы ал-К. в Курдистане отпускают длинные волосы, но бреют бороду и усы.

Created by alex01-nw

ал-ИХ̣СА̄Н («истовость», «совестливость», «чистосердечие») — в Коране ал-И. — это искренность при исполнении религиозных обязанностей, противопоставляемая ханжескому благочестию, лицемерию (рийа’).

Created by editor02

ИТТИХ̣А̄Д — «соединение», «слияние». В мусульманском богословии термин И. наряду с хулул употреблялся в двух значениях: а) соединение божественной и человеческой природы (иттихад ал-лахут би-н-насут), в этом значении он ассоциировался с христианскими доктринами «воплощения»; б) соединение души или сердца мистика с божеством в момент мистического экстаза (ваджд).

Created by editor02

ал-МУХ̣А̄СИБӢ, Абӯ ‘Алӣ ал-Х̣а̄рис̱ б. Асад ал-‘Аназӣ (ок. 781—857) — багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. Хадисы и фикх изучал у известного традиционалиста Йазида б. Харуна (ум. в 821 г.) и некоего Абу Исхака ал-Кураши. В молодости ал-М. переехал в Багдад, где продолжил учебу самостоятельно. Ал-М. сформулировал основные положения суфийской «психологии» (‘илм ал-кулуб ва-л- хатарат). Ал-М. принадлежит свыше 30 сочинений. Наибольшим влиянием и известностью пользовались следующие: Китаб ар-ри‘айа ли-хукук Аллах (суфийская «психология» и практика), Китаб ат-таваххум и Китаб ал-ба‘с ва-н-нушур (эсхатология), Китаб ал-васайа («психология», наставления начинающим суфиям), Фахм ал-Кур’ан (экзегетика, право) и др.

Created by alex01-nw

ИКТИСА̄Б — приобретение мирских благ.

Created by editor02

МУРӢД (мюрид)—добровольный последователь, ученик. М. называли человека в период его приготовления к вступлению в суфийское братство (тарика) или ремесленную корпорацию (синф), когда он находился на первой (низшей) ступени посвящения и духовного самосовершенствования. В более широком употреблении значение термина расплывчато, он может обозначать суфия вообще и даже просто рядового мусульманина.

Created by alex01-nw

МУ’МИН — верующий, правоверный. В Коране слово М. употребляется пять раз: как эпитет Аллаха и как особый термин для названия верующего, отражающий внутренний, нравственный аспект веры (иман).

Created by alex01-nw

ИБН ал-ФА̄РИД, Шараф ад-дӣн ‘Умар б. ‘Али Абӯ Х̣афс̣ (или Абӯ-л-К̣а̄сим) ал-Мис̣рӣ ас-Са‘дӣ (1181 —1235) — крупнейший арабский поэт-мистик, сын исполнявшего обязанности ходатая по делам о разделе имущества (фарид).

Created by editor02

МАУЛИД («место рождения», «время рождения»)— 1. Маулид (или маулуд — араб., молид — перс.) ан-наби — праздник рождения пророка Мухаммада, отмечаемый 12 раби‘ I, а также место рождения Пророка—дом в Мекке, превращенный в конце VIII в. в место молитвы. 2. Мавалид (мн. ч. от М.) — панегирики Пророку, рецитация которых составляет непременный атрибут М. ан-Н. 3. М.— праздники дней рождения или смерти (т. е. рождения для вечной жизни) «святых», имамов, шайхов суфийских орденов, в которые считается наиболее предпочтительным паломничество (зийара) к местам их погребения.

Created by alex01-nw

МАУЛА̄ВӢЙА (тур. мевлеви, мевлевийа)— суфийское братство, формально основано ок. 1240 г. Джалал ад-дином Руми в Конье (Малая Азия). Название братства происходит от маулави—так последователи и ученики Руми (Маулана) называли себя. В XIV в. в Конье это братство называли джалалийа. М. традиционно входило в число 12 материнских братств, хотя, оставаясь строго централизованным, не породило сколько-нибудь самостоятельной ветви.
Первоначально основу братства составляли мелкое купечество, базарный люд, ремесленники, торговцы и т. д.— «необразованные и занятые ремеслом»; постепенно социальное лицо М. изменилось и оно превратилось в братство, рекрутировавшее своих членов из элитарных и образованных кругов общества; большинство османских султанов были связаны с М.

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.