ФАКӢР — бедняк; человек, нуждающийся материально или духовно. Противопоставление «бедного» человека—Ф.— «богатому (независимому, ненуждающемуся)» Аллаху встречается в Коране (35:15/16) и стало характерным для мусульманского богословия. С другой стороны, забота о бедняках (фукара’), т. е. социально обделенных, предписывается Кораном, сунной и этиконазидательными сочинениями
ФАЙД — излияние, эманация. Термин, принятый в мусульманской богословской и философской литературе для обозначения процесса порождения (как правило, трехступенчатого) вселенной из божественного источника (ср. судур). Учение о Ф. восходит к неоплатоновским эманационным доктринам, как они изложены в арабских переводах сочинений Плотина, Прокла, Порфирия.
ЧИШТӢЙА — суфийское умеренно суннитское братство, сложившееся в Восточном Хорасане и оформившееся на рубеже XII—XIII вв. в Индии. Возводит духовную силсила к ‘Али б. Аби Талибу через Ибрахима б. Адхама (ум. в 776 г.) и Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.), принадлежит к числу 12 материнских братств.
ат-Т̣ӮСТАРӢ, Абӯ Мух̣аммад Сахл б. ‘Абдалла̄х (ок. 818—896) — ранний суфийский экзегет и мыслитель. Приписываемые ат-Т. сочинения (их насчитывают около десятка) представляют собой, в сущности, записи его высказываний, проповедей, комментариев к отдельным кораническим отрывкам, сделанные его учениками. Аллегорически истолковывая текст Корана, ат-Т. высказал ряд положений, которые сыграли большую роль в формировании суфийской гносеологии, космогонии и психологии.
ат-ТИДЖА̄НӢЙА — влиятельное североафриканское суфийское братство, возникшее в конце XVIII в.
ат-ТАС̣АВВУФ — суфизм, мистико-аскетическое течение в исламе.
Т̣АРӢК̣А (мн. ч. т̣урук̣; «дорога», «путь») — метод мистического познания Истины. В значении «путь» (тарик) встречается в Коране (46:29/30). В историческом аспекте Т. как технический термин суфизма претерпел значительную эволюцию.
ас-СУХРАВАРДӢЙА — суфийское братство, сложившееся в конце XII—начале XIII в. в Ираке в рамках месопотамской школы арабского мистицизма, хотя большая часть ее создателей не были арабами. Согласно традиции, ас-С.— одно из 12 материнских братств в мусульманском мистицизме, строго суннитское (шафи‘итского мазхаба), возводило духовную силсила от Зийа’ ад-дина Абу-н-Наджиба ас-Сухраварди (1097—1168) к ‘Али б. Аби Талибу через Ахмада ал-Газали (ум. в 1126 г.) и ал-Джунайда ал-Багдади (ум. в 910 г.).
ас-СУХРАВАРДӢ, Шиха̄б ад-дӣн Йах̣йа̄ ал-Мак̣тӯл (ок. 1155—1191) — персидский философ-мистик, создатель учения о «восточном озарении» (ал-ишрак, отсюда его почетный титул Шайх ал-ишрак).
СУЛТ̣А̄Н («власть», «могущество») — титул независимого светского правителя. В Коране слово С. употребляется в первоначальном значении «власть», «могущество» (14:10/11 — 12, 11/13; 15:42 и др.); в хадисах (в частности, в формуле «С.—тень Аллаха на земле») и в повествовательных источниках (до конца X в.) — в значении «политическая власть», в том числе и власть халифа.