Бухара (1) — город, один из главных исторических и культурных центров Республики Узбекистан, расположенный в долине нижнего течения реки Заравшан. В отличие от других древних городов Средней Азии, Б. на протяжении более чем двух тысячелетий не меняла своего местоположения и в наши дни остается «живым» городом, сохранившим в основной своей части исходную структуру (крепость-Арк, шахристан, канал Шахруд).
Биби Хейбат («Госпожа Величество») — одно из самых почитаемых в Азербайджане святых мест (имам-зада, пир, мазар).
Бахарзи, Абу-л-Маʻали Сайф ад-дин Саʻид б. Мутаххар б. Саʻид б. ʻАли ас-Суфи (1190–1261) — самый известный представитель братства кубравийа в Средней Азии, почитаемый как святой.
Баха ад-дин Накшбанд — некрополь и суфийский центр, расположенные в 10 км к северо-западу от Бухары.
ад-Дарбанди, ал-Хасан б. Мухаммад б. ‘Али Абу-л-Валид ал-Балхи (ум. в 1064 г.) — мухаддис, суфий, знаток биографий. Вторая нисба, ал-Балхи, происходит от топонима Балх ал-Лакз. Покинув Дарбанд, ад-Д. сначала посетил Димашк (Дамаск), где слушал хадисы у ‘Абд ар-Рахмана б. Насра ат-Тамими ад-Димашки (ум. в 1029 г.) и Мухаммада б. Ризк Аллаха Абу Бакра ал-Манини (ум. в 1035 г.). Затем он продолжил изучение хадисов в Багдаде, где одним из его учителей был Абу ‘Абд Аллах ал-Гунджар (ум. в 1021 г.) — автор биографического свода Та’рих Бухара («История Бухары»).
ал-Газигумуки, ‘Абд ар-Рахман (1837–1901) — известный дагестанский учёный, литератор, историограф народно-освободительного движения 20–50-х гг. XIX в. на Северо-Восточном Кавказе. Сын известного дагестанского муршида, шайха Джамал ад-дина Газикумухского (ум. в 1866 г.), брат жены Шамиля — Захиды (Захидат) и муж его старшей дочери Нафисы (Нафисат).
аш-ШИБЛӢ, Абӯ Бакр (861—946) — багдадский суфий, ближайший ученик и сподвижник ал-Джунайда и ал-Халладжа. Родился в Самарре, его отец, как и он сам, был главным хаджибом халифа. В возрасте 40 лет был назначен на пост правителя области Демавенд в Северном Иране, но неожиданно отказался от назначения, «раскаялся» и принял суфизм.
ал-ХУДЖВӢРӢ, Абӯ-л-Хасан ‘Алӣ б. ‘Ус̱ма̄н ал-Газна̄вӣ ал-Джулла̄бӣ (ум. между 1072 и 1076-77 гг.) — автор первого в литературе на персидском языке труда по суфизму, в котором систематически изложены его история и сущность, мировоззрение и практика суфиев.
Х̣УЛӮЛ (от глагола халла — «поселяться», «вселяться»)— присутствие, вселение, воплощение одной вещи в другой. Термин X. в таком значении в Коране не употребляется. В средневековых мусульманских учениях под X. понималось: а) присутствие акциденций в телах и абстракциях (хулул ал-а‘рад фи-л-аджсам ва-л-муджаррадат); б) части в целом; в) признака в предмете (хулул ан-на‘ит би-л-ман‘ут); г) духа в теле (хулул ар-рух фи-л-бадан). Истинным X. признавали такое соединение двух вещей, когда бытие одной становится бытием другой. У мусульманских богословов X. наряду с термином иттихад (соединение [с богом]) часто обозначал воплощение божества в человеке и ассоциировался с аналогичными христианскими учениями, которые довольно рано привлекли интерес мусульман и стали одним из главных объектов антихристианской критики.
Х̱ИРК̣А (от глагола х̱арак̣а — «разрывать», «делать прорехи») — дырявый или залатанный плащ, рубище, одежда-символ, указывающая, что облаченный в нее вступил на мистический путь, а также показатель обета бедности, данного суфием.