ШАРӢФ (мн. ч. ащра̄ф, шурафа̄’; «знатный», «благородный») — обозначение потомков Мухаммада (синонимы саййид; мир, амир — Иран, Турция, Индия; хабиб—«возлюбленный» — Аравия, Суматра; сабзпуш—«одетый в зеленое» — Индия). Иногда различают Ш. как потомков внука пророка ал-Хасана и саййидов как потомков его брата ал-Хусайна (ср. ходжа 2).
Первоначально термином Ш. обозначалась мусульманская аристократия—главы известных семей, которые в ходе арабских завоеваний составили новый правящий слой. Под влиянием шиитской пропаганды термин Ш. стал во все большей степени прилагаться к потомкам Мухаммада— ахл ал-байт («люди Дома»). Это представление было закреплено согласным мнением религиозных авторитетов, однако по поводу объема понятия ахл ал-байт в средневековом исламе шла острая полемика.
аш-ШАРӢ‘А («прямой, правильный путь»; закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных) — шари‘ат, комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Исламская традиция связывает понятие Ш. прежде всего с его использованием в Коране (преимущественно в мекканских сурах) для обозначения начертанного Аллахом прямого пути, следуя которым правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай (см., например, К. 45:18/17). Общий смысл данного понятия опре деляется также его происхождением от корня ШР‘ который неоднократно встречается в Коране в значении узаконивать, предписывать что-либо как обязательное. (см., например, 42:13/11).
аш-ША‘РА̄НӢ (или аш-Ша‘равӣ), ‘Абд ал-Вахха̄б б. Ах̣мад (1493—1565)—популярный египетский суфий и богослов. Уроженец селения Сакийат Аби-Ша‘ра, аш-Ш. возводил свой род (по -видимому, необоснованно) к тлемсенским правителям из династии Зийанидов и далее к алиду Мухаммаду б. ал-Ханафии.
ал-Х̣АНАФӢЙА— ханафиты, последователи ханафитского мазхаба (от имени основателя Абу Ханифы, ум. в 767 г.), возникшего в VIII в. в г. Куфа (Ирак). Особенности этого мазхаба таковы: Коран принимается как источник права целиком и безоговорочно; сунна принимается как независимый источник, но только после тщательного отбора хадисов; согласованное мнение (ал-иджма‘), унаследованное от предшественников, учитывается только в том случае, если оно исходит от тех же людей, которые считаются передатчиками достоверных хадисов.
ал-Х̣АНА̄БИЛА— ханбалиты, сторонники одного из четырех канонизированных суннитских мазхабов, названного по имени основателя-эпонима Ахмада б. Ханбала.
Х̣АДӢС̱ (мн. ч. ах̣а̄дӣс̱; «новость», «известие», «рассказ») — хадис; хадисы — предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающее различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.
УС̣ӮЛ ал-ФИК̣Х («основы, корни ал-фикха») — источники ал-фикха-права, основы теории и методологии ал-фикха-юриспруденции.
Х̣АДД («удержание», «пресечение») — наказания, налагаемые за преступления против нравственности и общественного порядка, на которые есть какие-либо указания в Коране и сунне: кощунство, развратные действия, лжесвидетельство, клевета, пьянство, спаивание, азартные игры, нарушение правил торговли, мошенничество и др.
‘УМАР (Омар I) б. ал-Х̮ат̣т̣а̄б ал-Фа̄рӯк̣ (ок. 585—644) — второй «праведный» халиф, выдающийся государственный деятель.
‘УМАР (Омар II) б. ‘Абд ал-‘Азӣз (681—720) — омейядский халиф (717—720), правнук ‘Умара I (по матери), которого средневековые мусульманские авторы единодушно считали единственным праведным халифом среди Омейядов.