Гёзли-ата — святилище, расположенное в степной зоне Забалханья, в 150 км северо-восточнее Красноводска (ныне Туркменбаши). Это место захоронения суфия XIV в. Хасан-ата, более известного в Туркменистане под почетным прозвищем Г.-а. («отец-прозорливец/провидец»), которое он получил, согласно преданиям, за необычную способность предвидеть события.
Арчман-ата — одно из связанных с культом природы наиболее посещаемых святых мест Туркменистана. Особую популярность приобрело благодаря соседству курорта Арчман, имевшего в СССР статус общесоюзного. Находится на территории Бахарденского этрата (района), в 120 км западнее Ашхабада.
Бурханиддин-Кылыч — историческая личность и одновременно полумифический герой, правитель и суфий. Точное время жизни и настоящее имя не известны.
Арслан-баб— 1) «старший святой» историко-культурного региона Туркистан, легендарный учитель хваджи Ахмада ал-Йасави (ум. в 1166-67 г.); 2) «святое» место у целебного источника возле города Джалалабад в Республике Кыргызстан.
Борга Каш (ингуш. «Могила Борга / Боргана») — мавзолей «святого», самый ранний из сохранившихся мусульманских памятников на территории Ингушетии. Датирован 808 г.х./1405–06 г. По архитектуре близок к маджарским мавзолеям золотоордынского типа. Имя мастера, как гласит арабская надпись, — Гирей.
Белуджи — ираноязычная этническая группа (самоназвание балоч, араб. балуджи), проживающая в Марыйской области Туркменистана. По данным местной администрации, общая численность Б. Туркменистана достигает 25 000 чел. (1989 г.). Большинство Б. живет в Пакистане (свыше 6 млн. чел.), Иране (ок. 1 млн.) и Афганистане (ок. 0,1 млн.).
Батал-хаджжи (1821–1914) — шайх, последователь устаза Кунта-хаджжи, основатель одного из кадиритских вирдов. Родился в ингушском селении Сурхахи/СурхотIе (ныне — Назрановский район Республики Ингушетия), происходил из орстхойского рода Белхороевых. Утверждают, что жена Б.-х. была окружена величайшим уважением, как никакая другая ингушская женщина.
‘Абд ар-Рахим-баб— известный в бассейне р. Сыр-дарья и в горных областях Тянь-Шаня «святой», считающийся основателем рода хваджей Карахан (кара-хан). Его святилище находится в селении Кара Асман (Арысский район Южно-Казахстанской области), где он известен как Сатук-атиа. Составители генеалогий (насаб-нама) местных хваджен‘ идентифицируют его с Сатук Бу- гра-ханом, основателем династии Караханидов (992-1211).
Хᴮаджа ‘Абд Аллах (Ходжа Абдаллах, туркм. Hoja Abdylla, Bureýda-babá) — мазар в 2 км к северо-востоку от аэропорта современного г. Мары (Туркменистан). Представляет собой мавзолей-чартак классического типа миниатюрных размеров (в плане 3,8х3,8м) с монументальной эпиграфикой, опоясывающей стены и арки. В конце ХХ в. оказался замурованным в «рубашку» из современного кирпича, фланкирован двумя отдельно стоящими маленькими минаретами и огорожен по периметру прямоугольного двора (15х30 м) высоким забором, причём весь двор перекрыт металлическим навесом — всё очень грубой работы, лишь оттеняющей изящество спрятанного таким образом древнего памятника.
Нур-Мухаммад аулйа (араб. аулийа’) — мусульманская святыня, расположенная на мусульманском кладбище у мишарского сел. Янго-Аскер в Наримановском р-не Астраханской обл. и названная именем астраханского святого-чудотворца. По преданиям, Нур-Мухаммад ахун-хваджа Урдяк (Урдэк)-адже (от араб. хаджжи), возвращавшийся из паломничества со своим родным братом, по дороге неожиданно умер. Брат похоронил его на месте смерти. Могила святого долгое время была неизвестна окрестным жителям, и тогда его дух стал являться им во сне и просить огородить захоронение. Местные жители сочли, что это святой, и возвели аулйа. Вскоре вокруг святого места образовалось мусульманское кладбище.