Х̱ИРК̣А (от глагола х̱арак̣а — «разрывать», «делать прорехи») — дырявый или залатанный плащ, рубище, одежда-символ, указывающая, что облаченный в нее вступил на мистический путь, а также показатель обета бедности, данного суфием.
Х̱УТ̣БА—речь, проповедь, выступление хатиба. В мусульманском ритуале X. появилась, очевидно, еще во времена Мухаммада, хотя в Коране она не упоминается. О X. говорится в жизнеописаниях Пророка, в многочисленных хадисах.
Х̣ИДЖА̄Б («преграда», «завеса») — чадра, паранджа, покрывало, накидка, надеваемая женщиной-мусульманкой при выходе на улицу и скрывающая лицо и фигуру
Х̱АТ̣ӢБ — оратор, проповедник. Поскольку подобная речь (хутба) произносилась обычно в мечети и была связана с богослужением, то функция X. все более приобретала религиозный оттенок.
Х̣АМА̄’ИЛ — термин для обозначения амулетов, талисманов и оберегов в исламе.
Х̣А̄Л (мн. ч. ах̣ва̄л; или х̣а̄ла, мн. ч. х̣а̄ла̄т) — состояние вещи, человека, бога и т. д. В суфийской «психологии» X.— состояние, посещающее мистика «на пути» к богу помимо его воли и независимо от степени совершенства, достигнутой им в познании божества (ма‘рифа) и в аскетической практике (му‘амалат).
аш-ША̄З̱ИЛӢЙА (или аш-ша̄дӯлӣйа) — шазилиты, крупнейшее северо-африканское суфийское братство. Его основателем и эпонимом был Абу-л-Хасан аш-Шазили (1196 или 1197—1258), выходец из Магриба, возводивший свою духовную родословную через шайха Ибн Харазима (ум. в 1236 г.) к знаменитому Абу Мадйану.
ША‘БА̄Н (в Индии и Пакистане — шаб-и барат) — восьмой месяц мусульманского лунного календаря. До ислама Ш.— один из четырех (см. К. 9:36) священных месяцев, т. к. по древнеаравийскому календарю на него приходилось летнее солнцестояние.
ФИДА̄’̄Ӣ («жертвующий собой»)— фидаи, прозвание исма‘илитов, жертвовавших своей жизнью для выполнения заданий руководства общины (чаще всего террористических актов).
ФА̄ТИХ̣А («Открывающая [книгу]») — название первой суры Корана, текст которой широко употребляется в качестве молитвенного. Имеются и другие названия Ф., например умм ал-китаб (К. 3:7/5)—«мать книги», саб‘ ал-масани (15:87) — «семь повторяемых», ал-хамд — «хвала». Ф. читают при заключении брака, при похоронах, в некоторых других случаях. Во время молитвы Ф. нужно повторять в начале каждого рак‘ата. Ее текст часто используется в оформлении культовых зданий. Вся Ф., ее отдельные айаты и буквы используются в амулетах.