Ритуал и практики

Total 44 Contents

Мушкул кушад (биби мушкул кушад, мушкил куша; перс.-тадж., ‎‎«госпожа решения») — широко распространённый среди женщин ‎оседлого населения Средней Азии ритуал, совершаемый для ‎исполнения желаний и решения всяких проблем.‎

Created by aamantserev

Мухр-и пир-и дастгир (перс.-тадж., «печать Пира-Хранителя») — название ритуальных печатей, появление которых в обрядах мусульман Бухары связано с именем знаменитого суфийя, ханбалитского богослова и проповедника ‘Абд ал-Кадира ал-Джилани (1077–1166), эпонима суфийского братства кадирийа. Печати представляют собой круглые серебряные или медные пластины с петлевидной или цилиндрической ручкой на тыльной стороне. Диаметр основных пластин 60–64 мм, вес до 44 г.

Created by aamantserev

Мухр-и намаз (перс., «молитвенная печать») — название печати, ‎использовавшейся во время молитвы мусульманами-шиитами ‎Бухары. Это керамическая печать в виде небольшой (37×20 мм) ‎прямоугольной пластины, на лицевой стороне которой в двух ‎фигурных картушах расположены надписи. ‎

Created by aamantserev

Аулйа (араб. аулийа’, мн. ч. от вали — «святой», «находящийся под покровительством [Аллаха]», «близкий друг [Аллаха]») — наиболее распространённое наименование мусульманских святых мест (могил святых) в Астраханской обл.

Created by alex01-nw

Маулид ан-Наби (араб. «Рождение Пророка») — праздник в честь дня ‎рождения пророка Мухаммада, отмечаемый 12 раби‘ ал-аввала по ‎мусульманскому лунному календарю. ‎

Created by aamantserev

Кокил (кокул, какюл; синоним хайдар, муйи-ниёзи) — прядь волос, косичка, чуб, который оставляли мальчикам на макушке или спереди. Обычай, широко распространённый у народов Средней Азии, был связан с посвящением ребёнка какому-нибудь «святому» (мазару) или ишану. Такой обет давали обычно родители в том случае, если до этого дети у них умирали, либо рождались только девочки, либо родившийся ребёнок много болел.

Created by Nika Budakova

Маддах (араб., «восхваляющий в стихах», «панегирист», ‎‎«рассказчик») — исполнитель народных сказаний и легенд, ‎повествующих о царях и исламских героях, рассказчик легендарных ‎биографий среднеазиатских религиозных авторитетов, в первую ‎очередь суфийев. Это профессиональные проповедники ислама, ‎осуществлявшие миссионерскую деятельность посредством исполнения ‎художественных текстов.

Created by aamantserev

Йасавийа — суфийское братство Центральной Азии, названное по имени хваджи Ахмада Йасави и действовавшее с XIII до середины XVIII в. Это название также может с достаточным основанием применяться к более широкой традиции практики и религиозных ритуалов, вдохновлённой наследием Ахмада Йасави и существовавшей вне организационной структуры подлинно суфийского братства. Суфийские общины, которые могут быть классифицированы как йасавийские, в равной мере широко известны под названиями джахрийа (по «громкому» зикру, отличавшему их практику) и, реже, султанийа (по титулу султан ал-‘арифин, закрепленному за Ахмадом Йасави); более раннее обозначение — машайих-и турк («тюркские шайхи») приблизительно соответствует традиции Й., но оно, по-видимому, применялось и к другим группам, которые не могут быть связываемы конкретно с наследием Ахмада Йасави.

Created by Nika Budakova

Бухара: дары бухарских эмиров. Практика дипломатических сношений Российского ‎государства и Бухарского ханства, насчитывающая не одно столетие (первая ‎официальная дипломатическая миссия из Бухары прибыла в Москву в 1589 г., в ‎царствование Федора Иоанновича, 1584–1598), всегда включала обмен посольскими ‎дарами и подношениями правителям.

Created by aamantserev

Зикр-и джахр — поминание и прославление Аллаха с произнесением ‎вслух определённых формул или его имён. Едва ли не с самого ‎зарождения этой практики выделилось несколько основных видов ‎З. дж., зависевших от конкретных этнорелигиозных традиций ‎регионов, местных обычаев и личного мистического опыта шайхов. ‎

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.