Религия

Total 321 Contents

Х̣АЙДАРӢЙА (х̣айдарӣ) — общее название трех суфийских и шиитских групп, функционировавших в Иране и сопредельных странах в средние века и новое время. 1. Весьма значительная суфийская группа (та’ифа, гурух, джама‘а), появившаяся в Хорасане в конце XII в. и принявшая название по имени основателя — шайха Кутб ад-дина Хайдара Зава’и (ум. в 1221 г., похоронен в Заве, названном Турбат-и Хайдари). 2. Другое название — мирхайдари. Шиитское (имамиты) братство, появившееся в конце XIV — начале XV в. в Иране и широко распространившееся по всей стране. Основатель-эпоним — Султан Мир Хайдар Туни (ум. в Тебризе в 1427 г.). 3. Община «крайних» шиитов (гулат), возникшая среди части туркменских племен, кочевавших в Анатолии, Сирии и Азербайджане, в 60-х годах XV в. и считавших себя муридами и последователями Хайдара б. Джунайда.

Created by alex01-nw

аш-ШАЙБА̄НӢ, Абӯ ‘Абдаллах’ Мухаммад б. ал-Хасан (749—805) --- факих, один из кодификаторов мусульманского права. Родился в Васите (Ирак) в семье маула. С 14 до 18 лет посещал занятия Абу Ханифы, затем некоторое время учился у Абу Йусуфа.

Created by Nika Budakova

аш-ША̄З̱ИЛӢЙА (или аш-ша̄дӯлӣйа) — шазилиты, крупнейшее северо-африканское суфийское братство. Его основателем и эпонимом был Абу-л-Хасан аш-Шазили (1196 или 1197—1258), выходец из Магриба, возводивший свою духовную родословную через шайха Ибн Харазима (ум. в 1236 г.) к знаменитому Абу Мадйану.

Created by Nika Budakova

ША‘БА̄Н (в Индии и Пакистане — шаб-и барат) — восьмой месяц мусульманского лунного календаря. До ислама Ш.— один из четырех (см. К. 9:36) священных месяцев, т. к. по древнеаравийскому календарю на него приходилось летнее солнцестояние.

Created by Nika Budakova

ФУРӮ‘ ал-ФИКХ— «разветвления» фикха, часть фикха, составляющая исламское позитивное право. Само понятие «разветвления» (фуру‘) впервые зафиксировано в названии сочинения Мухаммада аш-Шайбани Китаб ал-асл фи-л-фуру‘ (более известно как ал-Мабсут).

Created by Nika Budakova

ФИРКА (мн. ч. фирак; синонимы милла, та’ифа, синф) — организованная группа людей, придерживающаяся особого мнения по одному или нескольким вопросам догматики, школа, община.

Created by Nika Budakova

ФИР‘АУН — коранический персонаж, Фараон, имя царя Египта, к которому Аллах послал проповедовать Мусу.

Created by Nika Budakova

ФИДА̄’̄Ӣ («жертвующий собой»)— фидаи, прозвание исма‘илитов, жертвовавших своей жизнью для выполнения заданий руководства общины (чаще всего террористических актов).

Created by Nika Budakova

ФА̄ТИХ̣А («Открывающая [книгу]») — название первой суры Корана, текст которой широко употребляется в качестве молитвенного. Имеются и другие названия Ф., например умм ал-китаб (К. 3:7/5)—«мать книги», саб‘ ал-масани (15:87) — «семь повторяемых», ал-хамд — «хвала». Ф. читают при заключении брака, при похоронах, в некоторых других случаях. Во время молитвы Ф. нужно повторять в начале каждого рак‘ата. Ее текст часто используется в оформлении культовых зданий. Вся Ф., ее отдельные айаты и буквы используются в амулетах.

Created by Nika Budakova

ФАТВА̄ (мн. ч. фата̄ва̄; «разъяснение»; перс, и тур. фетва; синонимы футйа, ифта’) — богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шари‘ата или истолкования какого-либо казуса с позиций шари‘ата.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.