МАК̣А̄М (мн. ч. мак̣āмāт) — суфийский термин, обозначавший «стоянку» на «мистическом пути» (ат-тарик). В отличие от мистических «состояний» (см. хал), которые даруются мистику богом помимо его воли, достижение какой-либо «стоянки» требует от суфия постоянного самосовершенствования, самоконтроля и неукоснительного соблюдения всех правил и ограничений, характерных для нее.
МАЗ̱ХАБ (мн. ч. маз̱āхиб; «путь») —технический термин, широко используемый во всех областях ислама -—в богословии, фикхе, хадисах, философии, суфизме. В полемической и богословской литературе, в доксографии и суфизме М. употребляется в значении учение (как синоним макала), доктрина, толк, школа (богословская, философская, школа мухаддисов), способ прохождения мистического пути (у суфиев). В специальном и наиболее устоявшемся значении М.— богословско-правовая школа, толк.
ал-МАЗДАКӢЙА (перс. маздакийан)—маздакиты, название одной из сект зороастризма, возникшей в сасанидском Иране на рубеже V—VI вв. и существовавшей в Восточном халифате в первые века ислама. Названа так в честь ее основателя Маздака (имя или почетное прозвище). Секта М. ведет свое происхождение от «крайней» манихейской секты Зардуштакан, которая, по одним данным, возникла в III в., по другим—в V в. и адепты которой верили в окончательную победу добра над злом.
МАЗА̄Р («место, которое посещают») — объект паломничества, обычно — могила мусульманского «святого».
МАЗ̣А̄ЛИМ (сокр. от х̣укм ал-маз̣āлим, или наз̣ар ал-маз̣āлим — рассмотрение незаконных действий) — рассмотрение жалоб на несправедливость, производимое главой государства или его уполномоченным, апелляционный суд. Порядок М. в исламе восходит к доисламским обычаям межплеменных и внутриплеменных разборов жалоб на несправедливый суд.
МАДРАСА (медресе) — место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о М. в странах распространения ислама относятся к X в., территориально — к Хорасану и Мавераннахру. Начиная с XI в. М. стала ведущим типом учебного заведения; до этого времени обучение было слабо организованным и происходило в мечетях и в частных домах, а также в гостиницах (хан), библиотеках, больницах.
ал-МА‘А̄Д («возвращение») — будущая жизнь, жизнь после конца света (в некоторых аспектах синоним- ал-ахира). Понятие ал-М. включает в себя конец света (ас-са‘а), воскресение умерших (ал-кийама), суд Аллаха над людьми (йаум ад-дин, ас-су’ал), поселение людей в аду (джаханнам) и раю (ал-джанна). Представление об ал-М.— один из главных догматов ислама.
НАС̣А̄РА (назреяне, христиане) — обычное обозначение христиан в Коране и в мусульманской литературе.
ДӢН — религия. Происхождение термина дин и его многоаспектность в рамках широкого понятия «религия» связаны как с существованием в языке жителей предисламской Аравии нескольких значений слова дин («обычай», «воздаяние», «власть подчинение»), так и с влиянием значений близких к нему по звучанию религиозных терминов в языках соседних народов.
ал-ДЖАННА («сад») —самое распространенное название рая в исламе. В Коране и мусульманской эсхатологии—название места, где праведники обретут вечное блаженство.