КАБӢРА (мн. ч. каба̄’ир) — великий, тяжкий грех. Мнения факихов и богословов расходились в отношении определения К., равно как и совершившего его человека (сахиб ал-К.). Обычно к К. относили убийство, прелюбодеяние, пьянство и т. д. Самым тяжким, абсолютным грехом (ал-К. ал-мутлака) считали куфр («неверие»).
К̣А̄БӢЛ и ХА̄БӢЛ— персонажи мусульманских преданий, два сына Адама, библейские Каин и Авель. В Коране их имена отсутствуют, но есть рассказ о том, как сыновья Адама приносили жертву, которая была принята только у одного. Тот, чье приношение было отвергнуто, пригрозил брату, что убьет его; тот же ответил, что он сам не поднимет руку на брата, а убийца неминуемо попадет в ад. Убийство одного свершилось, и Аллах послал ворона, который, разрывая землю, показал, как спрятать труп. Однако убийца не смог этого сделать и раскаялся.
ал-КА‘БА (Кааба; «куб») — главное святилище ислама, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы (кибла). Ежегодное паломничество к ней — один из главных элементов исламского ритуала (хаджж, ‘умра). Считается земным воплощением ал-К., находящейся на небесах.
ал-ИСРА̄’ ва-л-МИ‘РА̄ДЖ («ночное путешествие и вознесение») — ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса, один из основных сюжетов мусульманского религиозного предания.
ал-ИСМА̄‘ӢЛӢЙА (или ал-исма̄‘ӣ̄лӣйӯн) — исма‘илиты, последователи одной из основных ветвей шиитского ислама, сыгравшие значительную роль в истории мусульманского Востока. В разные времена и в разных странах И. были, известны под разными прозвищами: ал-батинийа, ас-саб‘ийа, ал-карамита (карматы), ат-та‘лимийа, ал-мулхида и т. д.
ИСМА̄‘ӢЛ—коранический персонаж, пророк, сын Ибрахима, библейский Исмаил. В Коране он называется среди тех, кому было ниспослано божественное откровение, кто учил людей молитве. По приказу Аллаха он вместе с отцом своим Ибрахимом очистил и отстроил ал-Ка‘бу (2:125/119, 129/123, 133/127, 136/130; 3:84/78; 4:163/161; 19:54/55).
‘ӢСĀ — коранический персонаж, особо почитаемый пророк, последний перед Мухаммадом, Иисус христиан. Называется в Коране также ал-масих («мессия»), Ибн Марйам («сын Марйам»), ‘абд Аллах («раб Аллаха»), расул Аллах («посланник Аллаха»), салих («праведник»), калима («слово») Аллаха, каул ал-хакк («речение истины») и т. д.
ал-МУШАББИХА (или ахл ат-ташбӣх; «уподобляющие», антропоморфисты) — мушаббихиты, общее название последователей различных догматических школ, так или иначе представлявших Аллаха в человекоподобном образе. Для первых поколений мусульман, незнакомых с более сложными религиозно-философскими системами, было привычным представление божества в виде человекоподобного существа. И хотя в Коране нет прямого уподобления Аллаха человеку, но в нем немало выражений, дающих основание для их сравнения.
МУХ̣ТАСИБ («осуществляющий хисбу») — тот, кто пресекает публичное нарушение норм мусульманской морали и наставляет на путь истинный. Обычно М.—должностное лицо, важнейшая его функция — контроль за торгово-ремесленной деятельностью и поведением людей в общественных местах.
ал-МУХ̣А̄СИБӢ, Абӯ ‘Алӣ ал-Х̣а̄рис̱ б. Асад ал-‘Аназӣ (ок. 781—857) — багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. Хадисы и фикх изучал у известного традиционалиста Йазида б. Харуна (ум. в 821 г.) и некоего Абу Исхака ал-Кураши. В молодости ал-М. переехал в Багдад, где продолжил учебу самостоятельно. Ал-М. сформулировал основные положения суфийской «психологии» (‘илм ал-кулуб ва-л- хатарат). Ал-М. принадлежит свыше 30 сочинений. Наибольшим влиянием и известностью пользовались следующие: Китаб ар-ри‘айа ли-хукук Аллах (суфийская «психология» и практика), Китаб ат-таваххум и Китаб ал-ба‘с ва-н-нушур (эсхатология), Китаб ал-васайа («психология», наставления начинающим суфиям), Фахм ал-Кур’ан (экзегетика, право) и др.