ДЖАНА̄ЗА – похоронный обряд в исламе; покойник; погребальные носилки (синоним—табут).
ДЖАНА̄БА («осквернение»; синоним наджаса) — ритуальная нечистота в результате оскверняющих действий или состояний.
ВАС̣ӢЙА (мн. ч. вас̣а̄йа̄; тур. васиет, перс. васият) — 1. Завещание, наказ, содержащий последнюю волю на случай смерти. 2. В шиитской догматике ал-васийа— духовное завещание, выражаемое имамом в «ясном указании» (ан-насс) на своего преемника.
‘АХД — завет, клятвенное обещание, наказ, обет, договор. В Коране ‘ахд— устойчивое понятие, обозначающее завет Аллаха людям и обет людей перед Аллахом. Христианские Ветхий завет и Новый завет по-арабски называются ал-‘Ахд ал-‘атик и ал-‘Ахд ал-джадид.
АС̣Х̣А̄Б (или ахл) ал-Х̣АДӢС̱ («сторонники», «приверженцы предания») — традиционалисты, одно из основных течений в раннем исламе, оформившееся в VIII в.
АС̣Х̣А̄Б (или ахл) ар-РА’Й — «сторонники независимого суждения», общее название представителей одного из направлений законоведения VII— VIII вв. в противопоставление асхаб ал-хадис — «сторонники предания». Асхаб ар-ра’й получили это название за предпочтение решать правовые вопросы на основании собственного мнения (ра’й), а не на основании прецедента, извлекаемого из предания (хадиса).
‘АК̣Д (синонимы иджа̄б, к̣абӯл, к̣убӯл, сӣг̣а) — договор, соглашение. Нормы ‘акд в исламе восходят к доисламским и римско-византийским правопредставлениям. В Коране ‘акд — это договор, скрепленный клятвой. В фикхе ‘акд — дву- или многостороннее соглашение о взаимных обязательствах, предметом которых могут быть только реально существующие вещи и отношения, на которые распространяются права договаривающихся сторон.
А̄ЙАТАЛЛА̄Х («знамение Аллаха», «чудо Аллаха»; перс. аятолла), айаталлах ал-‘узма («величайший аятолла»; перс. — аятоллах оль-озма)— самые почетные звания шиитских муджтахидов, имеющих право самостоятельно выносить решения по вопросам фикха
ал-БАГ̣ДА̄ДӢ, Абӯ Манс̣ӯр ‘Абд ал-К̣а̄хир б. Та̄хир (ум. в 1037 г.) — шафи‘итский факих и теолог-аш‘арит, прославившийся своими доксографическими сочинениями.
А̄ДА (мн. ч. ‘адат; по-русски употребляется только в форме адат) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отраженные шари‘атом. В разработках исламских законоведов понятие ‘А. сливается с понятием ‘урф и является его синонимом.