право

Total 99 Contents

ад-Дарбанди, Мухаммад б. Муса б. ал-Фарадж Абу Бакр аш-Шафи‘и ас-Суфи (ум. в 1145 г.)— крупный мусульманский теолог-аш‘арит, правовед и мистик. В ряде источников упоминается с нисбой аш-Ширвани. Родился в квартале Химс г. Баб ал-абваб (Дербент) между 1058 и 1068 гг. в семье переселенцев. Отец ад-Д.— Муса ал-Лаббад ал-Му’аддиб— был домашним воспитателем. В 70-80-х гг. XI в. ад-Д. обучался в Дербенте, Хумайдии (совр. Гемейди), Арджиле (совр. Хелипенджик) и других поселениях «пограничной области» (ас-сагр) Халифата.

Created by Nika Budakova

Адат (араб, 'ада, мн.ч. 'адат — «обычай») — у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отраженных в шари'ате или противоречащих ему. Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай. В ходе постепенной исламизации региона в VII-XVIII вв. понятие А. из арабского языка (через персидский и тюркские) вошло в общественно-политическую и правовую лексику кавказских народов. В письменных источниках на Кавказе и устной речи местных мусульманских народов встречаются менее употребляемые синонимы А. на арабском ('урф, раем, хакк, ' адл), тюркских (тюре) и кавказских языках (авар, батль, дарг. зега, чечен, и ингуш, юсел и многие другие).

Created by Nika Budakova

ал-Усиши, ал-хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал-фикха.

Created by aamantserev

ас-Сигнаки (Хусам ад-дин ал-Хусайн б. ‘Али ас-Сигнаки ал-Йасави, ‎ум. между 1311 и 1315 гг. в Мерве) — богослов, распространивший ‎ханафитские и матуридитские традиции Центральной Азии в странах ‎Ближнего Востока.

Created by aamantserev

aл-Маргинани, Бурхан ад-дин ‘Али б. Аби Бакр б. ‘Абд ал-Джалил ал-Фаргани ар-Ришдани (1118–1197) — известный факих-ханафит, автор многочисленных книг по фикху.

Created by aamantserev

Ишкиль — право ‎истца захватить движимое имущество (мулк) односельчан обидчика ‎либо удерживать в заложниках их самих, пока ответчик не вернёт ‎просроченный долг или не удовлетворит истца исполнением иного ‎рода обязательств. ‎

Created by aamantserev

ал-Исфиджаби Б. (Абу-л-Ма‘али Мухаммад б. Ахмад Баха’ ад-дин ал-‎Исфиджаби, ум. после 500/1106-07 г.) — ханафитский законовед ‎‎(факих), верховный муфтий Караханидов (999–1212) в Самарканде. ‎Получил образование и сформировался как учёный в своём родном г. ‎Исфиджабе, затем был приглашён Караханидами в их столицу ‎Самарканд и назначен на должность муфтийя с титулом муфтий аш-‎шарк ва-л-гарб («муфтий Востока и Запада»). ‎

Created by aamantserev

ал-Исфиджаби ‘А. (‘Али б. Мухаммад ал-Исфиджаби, 1062–1141) — ‎ханафитский законовед (факих), муджтахид, занимавший пост шайх ‎ал-ислама при Караханидах (999–1212) в Самарканде. ‎

Created by aamantserev

Закат — сочинение видного татарского теолога Мусы Бигиева (1875–‎‎1949), изданное в 1916 г., в котором автор последовательно ‎останавливается на ключевых социально-экономических понятиях ‎ислама: садака (милостыня), закат (налог в пользу бедных), риба’ ‎‎(ростовщичество), рассматривая их не только с точки зрения Корана и ‎сунны, но и делая обзор иудейских и христианских источников по этой ‎теме. ‎

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.