Бобо-йи об (тадж., «Дедушка вода»), вар. Бой-об-бува (узб., «Дедушка обильная вода») — одно из самых популярных «святых» мест Средней Азии. Расположено на самой высокой точке (вершине) Кураминского хребта (3769 м), на границе между Ангренским р-ном Ташкентской обл. Республики Узбекистан и Аштским р-ном Согдийской (бывшей Ленинабадской) обл. Республики Таджикистан.
Биби Зудмурод — женская святыня (мазар), расположенная на территории некрополя Хазрат-и Имам в северной части Бухары.
Биби Бувайда (мавзолей) — бытующее среди жителей прикокандских районов название большого кладбища со старой тополевой рощей, расположенного в 4 км западнее Нагара-тепе.
Х̣АРА̄М («запретное»; синоним махзур)—1. Поступки, являющиеся греховными и запретными (противоположное халал). 2. X. в семейно-брачных отношениях обозначает лиц, брак с которыми невозможен в принципе. 3. Пища и питье, являющиеся запретными. 4. Запреты на игры и музыкальные развлечения. 5. Комплекс запретов, налагаемых на паломника во время хаджжа.
Х̱А̄НАК̣А̄Х (перс. ханагах, хангах) — ханака, место совместного проживания и отправления религиозных предписаний суфиев; странноприимный дом, обитель. Функционально X. весьма близок рибат.
ал-Х̣АДЖЖ— хаджж, паломничество в Мекку, один из пяти «столпов» (рукн) ислама. X. обязателен (хотя бы раз в жизни) для мусульман, которые в состоянии совершить его. X. совершается в месяц зу-л-хиджжа принятого Мухаммадом лунного года и состоит из серии обрядов (манасик ал-Х.).
‘УМРА — малое паломничество. Обряд, совершаемый в любое время года. Предпочтительны месяцы рамадан, раджаб или зу-л-хиджжа (когда ‘У. совершается совместно с хаджжем).
ал-‘УЗЗА̄ («могущественная») — древнее аравийское женское божество, в V—VI вв. почитавшееся во многих местах Аравии, в частности в Хиджазе, Хире, Набатее. Возможно, является олицетворением планеты Венера.
Т̣АЛАБ ал-‘ИЛМ — поиск знания, стремление к знанию. Т. ал-‘И. провозглашался одной из обязанностей всякого мусульманина, главным образом был направлен на изучение хадисов и фикха.
Т̣АВА̄Ф («обход», «хождение вокруг») — хождение вокруг ал-Ка‘бы. Обряд Т. перешел в ислам из джахилийской практики (давар). Согласно традиции, основные правила Т. были изложены Мухаммадом во время «прощального хаджжа» в 632 г.